Крымск уже не похож на город-призрак. Здесь есть свет, газ, вода и телефон с интернетом. Работают кафе, открыты магазины, ходят маршрутки. Люди восстанавливают документы, приводят в порядок быт. Кое-кто из местных даже свадьбы играет.
— Я, если честно, ожидал худшего, — признается Алексей Олейнич, руководитель группы операционной деятельности по темным нефтепродуктам Управления продаж и логистики. На три дня он сменил деловой костюм на резиновые сапоги и кожаный фартук, а вместо ноутбука и телефона вооружился лопатой и ведром.
Возле домов и магазинов сушатся вещи, которые еще можно спасти. Предметы, не подлежащие восстановлению, копятся перед дверями и калитками, превращая обочины улиц в сплошные свалки. Тут периодически ездят бульдозеры и самосвалы, собирая мусор. С этой частью работ власти худо-бедно справляются. Но внутри домов вся надежда только на волонтеров. Здесь бок о бок работают владимирские студенты и ростовские казаки, краснодарские дизайнеры и менеджеры из нашего Корпоративного центра.
Иные сотрудники Управления продаж и логистики до сих пор не понимают, зачем их коллеги отправились в Крымск. Понятно, гуманитарную помощь привезли, дело нужное. Но зачем самим-то в грязи копаться, неужели на то специальных людей нет? Из Москвы и правда так кажется. И только на месте понимаешь, что «специальных людей» действительно нет. Есть бойцы МЧС, расчищающие завалы. Есть внутренние войска им в помощь. Но в уцелевших домах работают только добровольцы. И бабушкам, дедушкам и просто одиноким людям больше помочь просто некому. Если в подвале в одночасье оказалась тонна скверно пахнущего ила, а вся для спальни мебель и обстановка нескольких комнат в миг превратилась в аморфную кучу мусора, человек оказывается предоставлен сам себе. И таких случаев в Крымске и его окрестностях многие сотни, целые улицы стоят с затопленными подвалами.
Решение было спонтанное. Во вторник, через два дня после трагедии, глава Управления продаж и логистики Вице-президент Джонатан Коллек собрал своих подчиненных. Решение предстояло непростое: начальник предложил потратить все отведенные на тимбилдинг деньги на помощь пострадавшим от кубанского наводнения. Надо сказать, что тимбилдинг намечался серьезный: осенью все сотрудники управления (130 с лишним человек) должны были лететь в Турцию. Но предложение помочь Крымску люди поддержали единогласно.
Зачем тебе это надо?
Сразу же после этого связались с волонтерами, уже работающими на Кубани.
— ТНК-BP позвонили мне первыми, еще до всех других крупных компаний, — вспоминает координатор одного из лагерей добровольцев Алена Попова. — Спросили, что нужно. Я сказала, что не хватает рабочих рук, они обещали приехать.
Из гуманитарной помощи очень нужна была вода. И уже в ночь на среду первая фура с 17,5 т воды в пятилитровых бутылках ушла на Кубань из Ростова-на-Дону (найти поставщиков помогли связи в ПЕ «Юг»). Тут же была пущена рассылка по Управлению и восемь сотрудников (включая одного директора департамента, Отабека Каримова, и двух руководителей рангом пониже) вызвались ехать на Кубань волонтерами.
— Сначала меня жена не хотела отпускать: там грязь, столбняк и другие инфекции, зачем тебе надо? — вспоминает Алексей Олейнич. — Но, вернувшись вечером домой, я ее все-таки переубедил. Собрал рюкзак, и назавтра мы уже ехали. Днем 11 июля сотрудники КЦ самолетом прилетели в Краснодар. С собой везли все необходимое: одежду для работы, палатки, консервы на несколько дней.
— Нас встретила машина от ПЕ «Юг» и доставила в Крымск, — рассказывает главный организатор поездки Наталия Стеклова, исполнительный помощник Джонатана Коллека. — И к вечеру мы были на месте
Менеджерский подход
— У ребят из ТНК-BP очень менеджерский подход ко всему, — считает Алена Попова. — Они четко ставят задачи и оперативно их решают.
Едва ли не первое, что наши коллеги сделали — это навели порядок на общем складе гуманитарной помощи, организованном на местном рынке и охраняемом МЧС.
— Там прямо во время разгрузки фур ходили местные жители и чуть ли не из рук рвали вещи, — вспоминает Наталия Стеклова. — Так что мы всех посторонних со склада выгнали, завели списки — что кому нужно, а потом уже по спискам выносили вещи. Всем стало удобнее.
А на следующий день, с четверга, началась рутинная работа. Грязная, тяжелая и совершенно не героическая: никого из-под завалов спасать не надо, нужно просто носить мусор, убираться, чистить. Первой заявкой был гараж, полностью залитый илом, машину затопило по зеркала. В этом гараже предстояло провести целый день.
— В том доме жила одна женщина, инсулинозависимая, — вспоминает Наталия Стеклова. — Кстати, мы потом специально заказали для нее инсулин и шприцы из Ростова-на-Дону. Волонтеры из Компании доставили в Крымск целую легковую машину лекарств. Уже на месте они сориентировались, разобрались, чего не хватает, и заказали из Ростова несколько автомобилей действительно нужной гуманитарной помощи.
Благодаря сотрудникам КЦ крымчане и жители затопленной станицы Нижнебаканской получили инструменты, постельное белье, раскладушки и газовые плитки с баллонами (во многих домах Крымска не было газа), две фуры с водой. А коллеги из ПЕ «Юг» выделили бесплатные заправочные талоны для работающих в городе волонтеров.
На следующий день расчистили еще два дома у одиноких стариков. В одном дед жил, по соседству — бабка. Дед ночью услышал непонятный гул и побежал соседку будить. Так что бабушка спаслась — через окно выплыла. Такие истории в Крымске встречаешь на каждом шагу. А работа предстояла обычная: женщины убирались в уцелевшем доме бабушки, мужчины уносили по частям развалившийся дом деда.
В субботу, перед самым отъездом, волонтеры из Компании отправились в Нижнебаканскую раздавать с машины гуманитарную помощь. У крымчан к тому моменту уже было почти все необходимое, а жителей станицы облагодетельствовать еще не успели. В семь часов вечера за добровольцами приехала машина из ПЕ «Юг».
Помогать — так с музыкой
Казалось бы, невелик результат для нескольких дней работы восьми квалифицированных специалистов. Но именно так, тяжело, шаг за шагом, через долгие часы рутинной работы Крымск и его окрестности возвращаются к жизни. По крайней мере, никто из добровольцев о поездке не жалеет.
— Я бы еще поехал, — признается Александр Олейнич. — Мы сделали хорошее дело, увидели много замечательных людей. Кроме всего прочего, такая поездка — потрясающий тимбилдинг.
— Я бы тоже снова поехала, хотя мне в Крымске не хватало порядка, — согласна с коллегой менеджер Елена Чернушич. — К сожалению, там очень чувствовалось отсутствие общего руководства и нормальной организации.
Вполне возможно, что добровольцы Компании отправятся в Крымск уже довольно скоро. Сейчас обсуждается идея восстановить силами Компании Крымскую музыкальную школу.
Школа эта единственная на весь район, в ней погибли от воды все инструменты. И если детские сады и обычные школы к 1 сентября, судя по всему, приведут в порядок, то до юных музыкантов вряд ли дело дойдет. И уж точно сейчас никто не будет покупать им полноценных концертных роялей. Вопрос о помощи школе сейчас решается.