Когда мы прибыли на 207-й куст Западно-Сургутского месторождения, у геофизиков 341-й партии еще продолжались спуско-подъемные работы. Не так давно бригада одного из УБР завершила бурение, и подошло время сбора дополнительной информации.
– Наша партия делает окончательный каротаж. Применяем несколько методов – радиоактивный, высокочастотный индукционный изопараметрический, электроразведку. Изопараметрический достаточно нов и позволяет отобразить пласты самой малой мощности, – рассказывает начальник партии Иван Тихонович Пословский.
– А разве не существует универсального прибора? – задали мы вопрос.
– К сожалению, такой еще не изобрели. Вот у нас скоро пойдет пятый спуск. И этого еще мало. Чем больше методов и приборов мы используем, тем больше получим информации. Сейчас извлекли из скважины СРК-76. Прогресс не стоит на месте, и к нам в партию периодически поступают новинки, – ответили геофизики.
В небольшом коллективе в четыре человека каждый чем-то примечателен. Вот, к примеру, инженер Алексей Александрович Лизин. Алексей во время службы на Северном флоте ходил в море на авианесущем крейсере «Петр Кузнецов». В Сургутское управление геофизических работ он попал, следуя по стопам деда. Начинал с помбура, а затем перешел в трест «Сургутнефтегеофизика». Сейчас продолжает повышать свою квалификацию по специальности в Томском политехническом университете.
В экипаже каротажной станции два машиниста шестого разряда. На них лежит забота о спуско-подъемном механизме, состоянии машины. А вот механики, которые следят за техническим состоянием автомобиля, позаботились о колёсах и купили шины в Иркутске, вместе с комплектом шиномонтажного оборудования. Сама станция расположена на базе автомобиля «Мерседес-Актрос». По сути, геофизики – обладатели целого дома на колесах. Есть места для отдыха, для разогрева пищи. Бурение и освоение скважин идут не всегда ритмично, геофизикам приходится подстраиваться под управления буровых работ и нефтегазодобывающие управления, иногда выполнять по два-три каротажа подряд, без возвращения на базу треста. Благо, техника и система передачи полученной информации позволяют это сделать.
– Мы можем ночевать прямо здесь. Раньше, если приезжали, подселялись к буровикам. Ненароком могли, зайдя в вагончик, разбудить отдыхавшую смену, – рассказывает Иван Пословский.
Начальник партии вспомнил, что не всегда они выезжали на нефтяные промыслы на «Мерседесе». Со старыми каротажными станциями на базе «ЗИЛов» и «Уралов» возникали проблемы. Благодаря системе подогрева все оборудование находится в тепле. Теперь преодолеть практически любую дорогу в любой мороз до нефтяного промысла не проблема.
Во время нашей беседы в операторскую геофизиков заглянул геолог. Ему передали полученную после последней спуско-подъемной операции информацию. Через газокаротажную станцию «Разрез» она поступит прямо к интерпретаторам в трест «Сургутнефтегеофизика». Уже через час данные каротажа могут быть обработаны.
– На этой скважине мы работали на глубине почти три тысячи метров. Длина геофизического кабеля позволяет достигать и большей глубины. Все параметры спуско-подъемных операций фиксируются в компьютере лебедки и геофизической станции. В случае нештатной ситуации всегда можно выяснить ее причины. Средняя скорость записи зависит от применяемой методики исследований. При радиоактивном каротаже она не так велика из-за специфических особенностей. С прибором К1А-723 все прописывается куда быстрее, – поясняет Иван Пословский.
Начальник партии работает в обществе «Сургутнефтегаз» с восьмидесятых годов. До того за плечами Ивана Тихоновича был Киевский геолого-разведочный техникум и работа в казахстанском Прикаспии.
– 341-я партия образовалась давно. Сам я пришел из «разведки» в 1987 году. Многие из тех, с кем я начинал, пошли на повышение, работают по всему тресту «Сургутнефтегеофизика».
Хорошо, когда коллектив состоит из людей спокойных и рассудительных. Если у всех на душе спокойно, то и работа идет. Мы всегда уделяем время новичкам, объясняем, что и как. Где надо – подскажем. По таким принципам и живет наш коллектив.