Начало 1969 года в Сургуте было тяжелым. Почти весь январь температура держалась в пределах 40-50 градусов ниже нуля. Люди все равно выходили на работу и готовы были выполнять свои трудовые обязанности, но лопался от мороза металл, и потому на пятом пленуме Тюменского обкома профсоюза рабочих нефтяной и химической промышленности (27.01.1969) председатель Сургутского райкома профсоюза В.Шеломенцев в своем весьма объемном выступлении говорил: «Пользуясь присутствием здесь секретаря ЦК профсоюза, я бы просил, чтобы все-таки помогли нам и обеспечили Сургут такой техникой, которая бы соответствовала духу и физической крепости наших рабочих».
Можно счесть это некой бравадой, но надо ощущать и дух того времени – люди были настроены на преодоление, на подвиг. Потому, наверное, и терпели очень многое – жесткие, прямо скажем, безобразные условия труда, неустроенный быт и весьма агрессивную среду. «Смотрите, что делается, – говорил на пленуме В.Шеломенцев, – люди едут в грузовиках МАЗ, замерзают, приезжают на место работы и прежде чем приступить к работе, идут греться. Два часа уходит на то, чтобы отогреться как следует. Мне кажется, у нас есть полная возможность этот вопрос решить. Мы просим руководство главка, чтобы хотя бы на 50 процентов обеспечили буровиков, вышкомонтажников вагончиками, чтобы можно было организовать и горячие обеды рабочим, и чтобы была там сушилка, и рабочий имел бы возможность сменить мокрую одежду на сухую и ехать в теплом автобусе. Здесь правильно говорил тов.Ягофаров относительно столовых. Мы вынуждены были пойти на то, чтобы переоборудовать вагончики под столовые, но ведь они не соответствуют этому назначению. Надо иметь специальные вагончики для столовых, с сушилками для каждой бригады».
В то время Сургутская районная организация профсоюза объединяла уже 10 тысяч работающих, в ее составе была 41 профорганизация. На этом же пленуме обкома профсоюза в основном докладе отмечалось, что Сургутский райком профсоюза, в отличие от других недавно созданных профорганов районного и городского звена (Нижневартовск, Урай, Нефтеюганск), «правильно сумел определить свою роль» и «с помощью райкома партии стал конкретнее осуществлять руководство всеми профсоюзными организациями, находящимися на территории района, лучше организовал обучение и подготовку кадров, профактива, обмен опытом, подведение итогов социалистического соревнования».
Опыт совместной работы буровой бригады Г.Еремина и бригады вышкомонтажников А.Тимченко был тогда на слуху. В результате такого содружества продолжительность строительства скважин сократилась с 50 до 15 дней, было сэкономлено 449 тысяч рублей. По решению Сургутского райкома профсоюза был проведен слет передовиков производства, в работе которого приняли участие более 150 человек. Они обменялись мнениями по поводу нового метода строительства скважин. По инициативе руководства Сургутской конторы бурения был проведен практический семинар по монтажу буровой. Новый метод работы тут же стали осваивать трудовые коллективы Усть-Балыкской конторы бурения.
Успешно выполняли производственные планы Сургутское НПУ (тогда добыча нефти превысила 2 млн тонн), Сургутская КБ, организации, работавшие на строительстве трубопроводов. Однако, как и в прошлые годы, существенные претензии высказывались на пленуме по отношению к сургутским строителям, которые не выполнили план 1968 года. Основной причиной этого председатель Сургутского райкома профсоюза В.Шеломенцев считал слабость и безответственность руководства, в частности, основного застройщика города – треста «Сургутгазстрой». Назывались и другие причины. Очевидно было, что строительная отрасль в районах освоения остается «слабым звеном» и, видимо, поэтому на следующем пленуме Тюменского обкома профсоюза нефтехимии 13 июня 1969 года рассматривалась деятельность Сургутского райкома профсоюза и профсоюзных комитетов строительных организаций «по выполнению принятых обязательств в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина по строительству и вводу объектов соцкультбыта и жилья». К тому времени управляющий трестом «Сургутгазстрой» В.Кравченко уже ходил в «бывших», Сургутским райкомом профсоюза был усилен контроль за ходом и качеством жилищного и культурно-бытового строительства. Для этого при райкоме была создана специальная комиссия, в состав которой входили хозяйственные и профсоюзные руководители, инженерно-технические работники и передовики производства. В строительных организациях было налажено соцсоревнование, улучшилась организационная работа в профорганизациях. С налаживанием работы товарищеских судов значительно снизилось количество нарушений трудовой дисциплины. Райком профсоюза добивался равномерного ввода жилья и объектов соцкультбыта в течение года, сокращения текучести кадров в строительных и других организациях, ликвидации временного жилья (тогда в микрорайонах нефтяников и строителей более 500 семей жили в балках и вагончиках), обеспечения рабочих-строителей транспортом, нормальными условиями труда. Но, разумеется, в одночасье такие проблемы не было возможности решить.
На том же пленуме выступал председатель промыслового комитета НПУ «Сургутнефть» Н.Горлов, и тоже – о строителях. В поселке нефтяников на тот момент проживало уже около 8 тысяч жителей, а работала всего одна столовая на 60 мест. «У нас в поселке плохие условия для работы и жизни рабочих, – говорил Николай Никитич. – Даже здравпункт не укомплектован врачами, нет складских помещений. Правда, нам говорят, что все это есть в городе. Но я должен отметить, что до города хоть и не очень далеко, но преодолеть порой расстояние в полтора километра бывает невозможно из-за отсутствия дороги. Мы порой даже скорую помощь не можем вызвать, хоть на вертолете к больному лети». Поселок не был радиофицирован, ввода банно-прачечного комбината в 1969 году не ожидали, как и строящегося кафе, мечты о спортивном зале тоже никак не реализовывались. В то время в поселке был введен «сухой закон», но об успешности его действия вряд ли можно было говорить. Сургут по производственным делам уже выходил на передовые позиции, обретал известность и перспективу, но его обустройство шло очень тяжело. И только давление со стороны профсоюзных организаций обеспечивало внимание властей и производственников к социальной стороне освоения нефтегазовой провинции.