Добрый день, уважаемые делегаты V съезда Нефтегазстройпрофсоюза России. Позвольте поздравить вас с вашим праздником, с нашим общим праздником 20-летием Нефтегазстройпрофсоюза РФ от имени Федерации независимых профсоюзов России, пожелать вам успешной, плодотворной работы. Сегодня совершенно справедливо звучало с этой трибуны, что нефть и газ - это основа экономики в России и за рубежом.
Поэтому все вы - представители Нефтегазстройпрофсоюза, этой отрасли - несете на себе особую ответственность как за результаты труда, так и за состояние социально-правовой сферы на ваших предприятиях, вашей отрасли. Когда-то в истории России были разные сектора экономики, которые правильно видели себя в ведущей роли или были лидерами в развитии экономики, техники, прогресса. И если есть у нас маяки, то сегодня вы безусловные лидеры. Поэтому значение Нефтегазстройпрофсоюза РФ в системе вообще профсоюзов России и особенно Федерации независимых профсоюзов России, безусловно, очень велико. И те структурные решения по инновациям, по обучению профсоюзного актива, подходам к обучению, результатам работы профсоюзных активистов в своих организациях имеют большое значение для всех других профсоюзов. И, как сказал И.И. Мохначук, Нефтегазстройпрофсоюз является лидером в Ассоциации базовых отраслей промышленности и строительства, которые действуют в рамках Федерации независимых профсоюзов России. И Лев Алексеевич Миронов, как признанный авторитет, всегда выступает от имени всей Ассоциации и к нему, безусловно, всегда прислушиваются.
Сегодня выступали наши зарубежные коллеги, которые говорили об авторитете вашего профсоюза, ваших руководителей, лидеров в мировом профсоюзном движении, глобальном движении, куда вы входите, и о тех переговорах, которые ведутся на глобальном уровне. Наши с вами задачи - задачи профсоюза, всегда остаются неизменными вне зависимости от политической погоды, изменений в экономике. Это, прежде всего рабочие места, заработная плата и первое большое направление нашей общей деятельности - охрана труда и социальные гарантии, которые должны работать, а не быть просто задекларированы на бумаге. Все это основа нашей деятельности, то, что от нас с вами, как от профсоюзных активистов, ждут члены профсоюза. И по большому счету от этого зависит все наше общество. Эти задачи всегда остаются неизменными. Тема производительности труда, о которой очень часто говорится в применении к заработной плате, что мы, например, будем повышать зарплату по мере роста производительности труда, это фальшивый тезис со стороны определенной части экономистов и определенной части руководителей как государства, так и компаний, предприятий, на которых вы работаете. Потому что производительность труда зависит от технологии. И возникает вопрос, почему на аналогичных нефтяных платформах в Северном море, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга - норвежские и российские - заработная плата наших работников при такой же производительности, при таких же условиях труда в несколько раз ниже. Почему? Почему заработная плата или доходы менеджмента у нас при торговле нефтью и газом на мировой бирже и на мировом рынке по одинаковым ценам, конкурируя между собой, тем не менее, менеджмент получает доходы в несколько раз выше, чем их коллеги, которые работают в зарубежных транснациональных компаниях. Это главный коренной вопрос, вокруг которого нам пытаются сказать: вот вы давайте повышайте производительность труда, работайте по 60 часов в неделю, да еще на срочных трудовых контрактах, да еще с упрощенным порядком увольнения со стороны работодателя. Вот тогда мы, может быть, подумаем о повышении заработной платы.
Я еще раз повторяю. Можно говорить о сельском хозяйстве в России, о машиностроении и металлообработке, но здесь у нас в глобальном мире глобальная конкуренция, продажа продуктов вашего труда на глобальном рынке. При этом есть явный перекос разделения продуктов труда. Но вслед за этим, как я уже сказал, на вас смотрят как на маяк нашей экономической жизни. Мы каждый день видим рекламу по телевидению, что "Газпром" это национальное достояние. Но и внутри "Газпрома" есть разные профессии, участки работы и т.д. Но на сравниваемых участках мы должны добиваться сравнимой мировой оплаты труда. Это очень большая задача.
Напомню вам выводы академика Львова, что если пересчитать все через заработную плату, то производительность труда в России в три раза выше, чем в самых развитых странах мира. Давайте и мы считать честно! В этом наше требование остается всегда. Когда мы говорим о заработной плате, производительности труда, то такой показатель как минимальный размер оплаты труда для вас не так актуален, как для бюджетников. Тем не менее, это важный экономический показатель, от которого считается все остальное, на базе которого строятся многие тарифные системы и на отдельных предприятиях, в организациях и в целом в отраслях промышленности, отраслях экономики. Наши требования остаются постоянными. Во-первых, размер должен индексироваться регулярно. Об этом должен либо закон быть принят, либо в Трудовой кодекс должно быть внесено, либо отдельное постановление для применения. Только благодаря нашей солидарной позиции в 2007-2008 годах этот показатель увеличился в четыре раза и достиг на тот момент примерно 95-96% прожиточного минимума. У нас есть претензии к той методике, по которой рассчитываются эти показатели. Эти цифры - величина прожиточного минимума. Но это второй вопрос, я его сейчас не хочу затрагивать. Но тогда эту цифру заморозили и два года она не индексируется. К сожалению, она не положена на бумагу и не подписана, но существует в устной договоренности. Этот показатель должен быть не менее чем 5600 рублей, а на будущий год он должен перевалить за 6000 рублей. К сожалению, этого не делается и это тоже суть наших претензий, противоречий, которые мы сейчас с большим трудом урегулировали в рамках Генерального соглашения. Мы оттуда некоторые вещи вывели, чтобы иметь развязанные руки для постановки этих проблем на более высоком и другом уровнях - законодательства, гаранта Конституции, Председателя Правительства и т.д.
Что касается социальных гарантий, пенсий, то по настоянию Ассоциации базовых отраслей этот вопрос вновь возвращен в Генеральное соглашение. И это правильно. Но нужно сказать, что вопросы решаются, но никто, в том числе и мы, не удовлетворены. Потому что процесс идет, а результат, который всем нам нужен, не достигнут. Поэтому мы и дальше должны, соединяя усилия, вместе этого добиваться.
Сегодня у нас складывается особая ситуация. Рубеж 2010-2011 годов или время выхода из кризиса, в который впала вся глобальная экономика, экономика России, как часть, интегрированная в глобальную экономику. Собственники, кто привык получать доходы за счет и в том числе нашего с вами труда, решили, как им избежать их падение. Давайте на выходе из кризиса мы основную тяжесть переложим на плечи основной части народа, трудящихся, а сами постараемся сохранить свои доходы. Поэтому и звучат все эти предложения, о которых уже говорилось: 60-часовая рабочая неделя. Полный абсурд! Они сами и мы понимаем ход мысли - это вброшено для ошарашивания. Об этом сказали Президент, премьер, что это неприемлемо. Но за этим стоит ряд других вопросов, о которых так жестко не говорят - это сокращения и увольнения, возможности получения высшего образования работающему человеку, что работодатель не обязан будет предоставлять ему отпуска для сдачи сессий, переход преимущественно на контрактосрочные, краткосрочные условия работы и т.д.
Я и мои коллеги считаем, что это не тот путь, по которому должна идти наша страна.
Мы вступаем в рубеж активного политического сезона двух лет 2011-2012 годов. И если мы начнем соглашаться с той линией, которую сейчас пытаются внедрить, имеется в виду последнее выступление молодежи, что это какие-то фанатские выплески и попытки националистов спровоцировать ситуацию межнациональной розни, то думаю, мы будем ошибаться. Мы с вами как профсоюзники должны понимать, что это, к сожалению, направляется в это русло, и очень легко потом снять с себя ответственность правоохранительным органам, в том числе власти, нашим экономическим институтам, которые хотят по самому легкому пути пустить молодежь. На самом деле, причины в неудовлетворительном экономическом положении людей, семей, в которых растут эти молодые люди. Безработица по России среди молодых людей от 16 до 24 лет оставляет 27 процентов. Четверть не могут найти и получить работу на фоне всего того, что их окружает в обществе. После этого, конечно, можно направить молодую, буйную энергию в любое направление. Определенные силы, заинтересованные в этом, есть в нашем обществе. Поэтому мы с вами, как самая интернациональная организация не только в мире, но и в нашей стране, должны на каждом уровне говорить решительное "нет" этим попыткам. Возвысить свой голос о том, что давайте решать социально-экономические вопросы. Тогда и не будет у нас таких последствий, которыми ужаснулась вся наша страна. Мы еще не гарантированы от их продолжения. Мы все с вами представляем многонациональные коллективы. Внутри коллективов, своих городов, поселков, предприятий мы должны проводить эту мысль, потому, что самое страшное, это ввергнуть нас в пучину межнациональных разборок. Это самая большая опасность.
Но для того, чтобы достичь целей в нашей борьбе, в нашей деятельности, нужны внутренняя дисциплина и организованность. Нам нужна четко работающая структура, нам нужны четко работающие на интересы организации в целом, а не на отдельных лиц финансы, которые для того и собираются (взносы членов профсоюза), чтобы предоставить финансовые возможности своим активистам грамотно проводить профсоюзную политику, привлекать необходимых специалистов, будь то юристы, консультанты по социально-экономическим вопросам. Для этого мы с вами концентрируем ресурсы и должны совершенствовать нашу структуру. И вы - пионеры в совершенствовании структуры. Что мы видим сегодня, какие тенденции. Во-первых, тенденцию вертикализации и создания вертикально интегрированных структур с жесткой дисциплиной, прежде всего, технологической. Без этого невозможно никакое производство. Демократией и голосованием нельзя решать те или иные технологические вопросы. Эта жесткая вертикализация нужна, вы ее достигли, и означает определенное повышение жесткости и по отношению к социальным вопросам. Жизнь не стоит на месте, она идет дальше.
Мы с вами не должны цепляться за старое, а дальше делать следующие шаги. Может быть, подумать, чтобы перестроить свои организации в тех регионах, где есть ваши первичные организации, сделать представительство профсоюза, а не территориальную организацию со всем набором и с полупонятными на сегодняшний день функциями в связи с изменением схемы управления производством. А дальше: есть профсоюз, его отделения во всех регионах, там, где вы работаете, в соответствующих пунктах взаимодействия, отделениях профсоюза с соответствующими первичными организациями своего профсоюза.
Это, конечно, мое мнение. Это шаги, которые можно было бы пре принять.
Еще раз хочу остановиться на наших внутренних проблемах. Сошлюсь на слова из доклада Льва Алексеевича Миронова, который процитировал слова Президента Д.А. Медведева о том, что в стране должны развиваться различные формы профсоюзного движения. Я бы сделал упор на первую часть этой фразы - "развиваться!". Мы не должны быть заморожены, мы должны развиваться! Мы должны отвечать на вызовы времени.
И второе, насчет конкуренции. Это может быть и хорошо, и плохо. Но мы должны понимать, что благодушного настроения насчет конкурентов, которые приходят на ваши предприятия и хотят занять ваше место, не должно быть. Это вы сами решаете: хотите работать, значит с конкурентами надо поступать по рыночному. Если не можете так поступать, значит, тогда уступите место конкуренту. Значит, вы не выдерживаете этой конкуренции, если жестко говорить. Поэтому Президент, как всегда, прав. Но нужно понимать, что он говорит.
Более десяти лет существует некая инструкция, мы это сильно не пропагандируем, но, тем не менее, руководители знают о ней. Наши крупные вертикально интегрированные компании взяли всякие рекомендации от Всемирного банка, и есть такая Инструкция из 17 пунктов - как бороться с профсоюзами на своем предприятии. Один из этих семнадцати пунктов гласит, чтобы всячески говорить о неэффективности использования профсоюзных взносов вышестоящих профорганов и сокращать это финансирование. Понятно, для чего это делается. Это поодиночке можно каждого человека, каждую "первичку" сломать, ведь сломать один прутик легче, чем веник. Для этого существует профсоюзная иерархия. Иногда по объективным причинам председатель первичной профсоюзной организации не может отбить какие-то притязания или неправильные требования работодателя.
Для этого есть вышестоящие организации, которые могут поставить его на место с помощью Отраслевого соглашения, Федерации независимых профсоюзов России и того профобъединения, где он состоит. В конечном итоге с помощью наших коллег и друзей, с помощью глобальных профсоюзов, международного профсоюзного движения.
Собственнику, который не хочет иметь диалог со своей профсоюзной организацией надо увеличивать его риск. Тогда и будет нормальный диалог. Лучше договариваться с руководством. А если силой - давайте силой! Мы тоже можем ее продемонстрировать.
М.В. Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России