Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа

Нефтяники "Татнефти" за рубежом


Наши нефтяники - буровики, добытчики, ремонтники скважин, транспортники, а также представители других профессий при Советском Союзе довольно активно осваивали недра африканских республик, Китая, Кубы и т.д. Отбирали в загранкомандировки только самых квалифицированных, надежных, проверенных не только на производстве, но и в быту работников. Все они проходили тщательную проверку местных комитетов КПСС, КГБ и отправлялись на работу за границу через "Зарубежнефть". В середине 70-х годов довелось три года поработать в Сирийской Арабской Республике и мне. Предлагаю читателям воспоминания о некоторых фактах той далекой действительности.

Последним, кто инструктировал отъезжающих за границу, был 600-й кабинет ЦК КПСС, в котором в биографиях заменяли "член КПСС" на "член профсоюза", а "член ВЛКСМ" на "спортсмен", давали рекомендации знакомств не заводить, в дискуссии не вступать, гостей не принимать, не надевать нейлоновые рубашки, которые в те годы у нас стоили половину месячной зарплаты, а у них -копейки. В стране, куда нас отправляли, золотые изделия, водка и ширпотреб стоили дешево, поэтому предупреждали, чтобы увидев это, мы не показывали вида, что удивлены. Через таможню на каждую семью разрешалось провезти 30 рублей на случай возвращения в Союз, несколько пачек папирос, две бутылки водки.
 

Условия жизни и отдыха

И вот мы в Дамаске, столице САР. Нас встречает сотрудник посольства и устраивает в гостинице "Рами Палас". Оттуда 19 апреля 1974 года через всю страну едем на место жительства в Румелан, расположенный неподалеку от иракской и турецкой границ. И где находится месторождение нефти. Условия жизни и отдыха были неплохие. Каждой прибывшей семье предоставлялась благоустроенная одно- или двухкомнатная квартира, где были вода, холодильник, душевая кабина, туалет, кухонные и постельные принадлежности и т.д. Руководитель контракта был из Грозного и многие специалисты тоже были оттуда, а также несколько семей из Краснодара, с Украины, из Башкирии, Азербайджана и с десяток семей из "Татнефти". Нас обеспечивали добротной спецодеждой, семье выделялись моющие средства. Печи, душевые отапливались соляркой, которую время от времени развозили арабы.

Продукты на рынке и в магазине мы могли брать, сколько хотели и какие хотели. Для детей дошкольного возраста были что-то типа яслей, школьникам - школы. Были также здесь врач, медсестра, стоматолог, несколько переводчиков, библиотекарь, кассир, специалист по оформлению документов. Каждую неделю в офисе проводились политзанятия, в клубе можно было поиграть в шашки, шахматы, бильярд, пинг-понг, в кинотеатре по графику - посмотреть кинофильм.
 

Взаимоотношения с местными жителями

Советские специалисты арабским языком не владели, у местных жителей ситуация была несколько получше. Один из ИТР был когда-то переводчиком при советском военном специалисте, да и жена у него оказалось из русских, еще один был выпускником Московского института Дружбы народов. С десяток арабов-специалистов в нашем офисе изучали русский язык в специальном кружке. В поселке Румелан была арабская государственная школа. Арабские дети начинают учиться с пяти лет, совсем крошечные, поэтому их собирали и возили в школу на машине. Другая школа была что-то типа нашей ШРМ, она находилась при администрации месторождения. Ее добровольно посещали арабы рабочие. Так что в это время приток молодых специалистов со средним образованием в нефтяную промышленность САР был довольно значительным. Например, ко мне на стажировку в нашу вахту-уардию пришли три мусаат-фанни (дублеры-практиканты), один из которых занял впоследствии мое место. И вообще все они старались научиться у нас всему, что мы умели. Хотя контракт наш считался как бы учебным, консультативным, мы вкалывали на все сто.
 

Условия работы

В поселке Румелан, что с арабского переводится как песок, песчаный, находился штаб арабских и советских специалистов, офис, мастерские, буровые площадки, цеха ПРС и КРС, автомобильная и цементажная техника, склады. Сюда же свозилось отработанное оборудование - горы железа и старых автомашин. Металлопереработки в САР нет. Буровиков, подземников и других специалистов на работу и с работы возили на вахтовом "ГАЗ-63". На этой же машине возили и продукты: тонкие и легкие лепешки (хобыз), твердый сыр, вареные яйца, маслины, чай и сахар. Надо сказать, в арабском меню чай (высшего сорта, цейлонский) и сахар в большом количестве - основные продукты.

В жаркие летние дни жажду можно утолить только густым горячим сладким чаем. В июле 1976 года со мной был случай, когда утренняя вахта увезла нас без воды и льда. А когда через три часа воду привезли, я не отходил от 50-литровой пластиковой бочки минут 10 и выпил не меньше пяти литров. Арабы-нефтяники тех лет - народ дисциплинированный, трезвый и молодой - 20-30 лет. Знают только свое дело, никаких нарушений техники безопасности, у каждого подразделения свои кадры. Как-то мы переехали на ремонт очередной скважины, на ее территории не хватало одного "мертвяка". На вахте было пять ремонтников. Я по советскому опыту хотел заделать "мертвяк" и начать работу. Однако никто из них меня не послушался: на это есть свои кадры - был ответ. То же самое касалось монтажа-демонтажа манифольда, промывки и глушения скважин и т.д.

Техника и оборудование были собраны из многих стран: американское, немецкое, румынское, японское. Во многих случаях аренда строительной техники помогает решить неотложные проблемы и арендовать технику в очень сжатые сроки.  Обслуживали его арабские специалисты при содействии наших. Но японские электростанции обслуживали только японцы. Вспоминается и один трагический случай, когда в марте 1977 года загорелся нефтесбор (товарный парк). Тогда говорили, что даже президент страны получил задание на тушение пожара. И мы увидели десятки типов пожарной техники из ближайших стран, даже из Израиля.

Из "Татнефти" на месторождениях САР с конца 60-х годов побывали многие специалисты: бурение - Ярослав Вакула, подготовка и перекачка нефти - Анвар Ахмадиев, добыча - Юнус Зиатдинов, техника безопасности - Николай Макаров и Аслях Гамиров, электроснабжение - Талгат Гатин, подземный и капитальный ремонт скважин - Фаиз Афзалов, Сафуан Ахметов, Актас Сунгатуллин, Фазыл Гатин, токарь - Риф Галеев. Все они составляли золотой фонд предприятий "Татнефти", а после возвращения на Родину и выхода на заслуженный отдых стали гражданами нашего города.


У большинства татарстанских нефтяников, работавших в САР, отношение к сирийским нефтяникам и арабскому народу самое доброжелательное. В САР почти все мужское население носило при себе оружие, но за три года я не помню случая его применения. А нынешним нефтяникам, отправляющимся на работу в чужую страну, хочу посоветовать: знать язык, историю, религию и религиозные обряды, основы слесарно-кузнечных и других профессий, иметь навыки владения мимикой, танцами, знать несколько песен, на зубок знать свою специальность и используемый инструмент.



Источник: Газета "Альметьевнефть"

Ключевые слова: специалисты, Татнефть, Нефтяники
Работа | Просмотров: 3660


Оцените новость 0 из 5 0 3660
рейтинг голосов просмотров
 
 


Понравилась новость? Расскажи друзьям!








Похожие новости:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me