Нефтяной компанией Royal Dutch Shell было принято решение о прекращении разработки арктического шельфа до конца текущего года. Нефтяникам помешали суровые условия, с которыми они столкнулись. Между тем Россия связывает с этим регионом большие надежды.
Royal Dutch Shell признала, что ей придется временно приостановить реализацию своих амбициозных планов по нефтедобыче в Арктике на месторождениях в Чукотском море и море Бофорта.
"Мы достигли некоторого прогресса на Аляске, но это долговременный проект, который мы осуществляем с необходимой осторожностью и необходимыми мерами безопасности", - прокомментировал Марвин Одум, представляющий входящую в группу Shell Oil. По сообщению ВВС, в заявлении компании сказано, что причиной приостановки бурения стала необходимость усовершенствования мер безопасности.
Как сообщило ИТАР-ТАСС, данное решение было обусловлено рядом инцидентов, произошедших в 2012 году. Последний из них случился 31 декабря, когда сильный шторм оторвал от буксировочного судна буровую установку Kulluk, принадлежащую компании. В результате этого установка сначала дрейфовала, а потом села на мель.
Лицензия на проведение буровых работ у берегов Аляски была получена компанией Royal Dutch Shell от МВД США в 2005 году. За это время в проект было вложено около пяти миллиардов долларов, однако, несмотря на огромный энтузиазм нефтяников, на данный момент не закончено бурение даже первой скважины.
Shell постоянно напоминала, что запасы нефти в районе моря Бофорта и Чукотского моря оцениваются в 25 миллиардов баррелей. Она все время приводила данные, собранные в результате геологических исследований, в которых говорилось, что в Арктике находится примерно 20% всех еще не открытых мировых нефтегазовых ресурсов.
Однако, попытки добычи хотя бы чего-нибудь из этих обширных запасов столкнулись со значительными проблемами. Компания постоянно подвергалась давлению со стороны защитников окружающей среды и регуляторов, предъявлявших высокие требования к оборудованию, среди которых и антикоррозийная защита металлоконструкций. Джон Совен, исполнительный директор "Гринпис" в своем комментарии к объявлению Shell заявил, что нефтяниками были "недооценены трудности, с которыми пришлось встретиться в ходе бурения арктического шельфа" и назвал решение об остановке операции инвестиционным провалом.
С самого начала процесс освоения Арктики для Royal Dutch Shell складывался непросто. После множества отсрочек, в сентябре 2012 года компания в конце концов начала освоение месторождения в Чукотском море. Однако, уже на следующий день из-за угрозы столкновения со льдами бурение было прекращено и оборудование эвакуировали. Были и другие серьезные проблемы, связанные с суровыми климатическими условиями.
Shell отказалась от предложения свернуть работы в регионе из-за неблагоприятных погодных условий и невозможности выполнить требования, обеспечивающие необходимую экологическую безопасность. По сообщению Financial Times, в своем сообщении руководство компании подчеркнуло, что имеет долгосрочные планы и, согласно прогнозам, коммерческое производство газа и нефти на Аляске начнется не раньше середины следующего десятилетия. В свете этого заявления аналитики отметили, что при такой постановке вопроса, год задержки не сыграет особой роли.
А между тем Россия связывает с Арктикой большие ожидания. Совсем недавно глава правительства РФ Дмитрием Медведевым было сделано заявление, в котором говорилось о важности изучения ресурсной базы Арктики. "Арктический шельф является естественным продолжением нашей северной территории, он должен быть изучен и освоен, особенно это важно в свете повышенного интереса к нему со стороны многих стран мира. в том числе тех, которые не имеют никакого отношения к региону", - отметил он.
Также не так давно появилась публикация, в которой шла речь о стратегии развития Арктической зоны России и обеспечении национальной безопасности на срок до 2020 года. В ней были поставлены задачи с помощью развития инфраструктуры создать необходимые условия для освоения Арктики. Кроме того, предлагалось "сформировать резервный фонд месторождений в Арктической зоне РФ, который будет гарантом энергетической безопасности государства и устойчивого развития топливно-энергетической отрасли в долгосрочной перспективе, во время замещения снижающейся добычи в традиционных районах после 2020 года".
Будут освоены Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция и углеводородные месторождения континентального шельфа в Баренцевом, Печорском и Карском морях, на полуостровах Ямал и Гыдан.
Создатели стратегии предлагают при помощи Арктического шельфа обеспечить Россию необходимым количеством цветного, благородного и драгоценного металла, а также дефицитными видами минерального сырья. Для этого понадобиться разработать хромовые, марганцевые, оловянные, глиноземные, урановые, титановые и цинковые месторождения островов Северного Ледовитого океана, Кольского полуострова, горных массивов Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений на востоке Арктики.
Однако, по признанию экспертов, когда речь идет о добыче полезных ископаемых в Арктики, необходимо учитывать возможные затруднения. По словам заместителя руководителя Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслава Кулагина, Арктические месторождения начинаются на глубине полутора километров, а бурить приходится еще глубже. Таким образом, если раньше добычу вели на глубине в несколько сотен метров, то в данном случае речь идет об абсолютно других глубинах. Также, необходимо учесть местные природные условия - например, вечную мерзлоту Ямала. Чтобы доставить нефть морем, требуется ледокол, не говоря уже о сложностях, которые возникнут при прокладке труб.
"Освоение Арктики - дорогое удовольствие. Согласно одной из точек зрения, освоение углеводородных ресурсов Арктики будет посложнее освоения космоса. Речь идет о научных, инженерных и технических решениях", - сказал в интервью газете ВЗГЛЯД Алексей Конторович, академик РАН, глава научного совета РАН по вопросам геологии и разведки нефтегазовых месторождений.