Мы давно планировали посетить Лянторское вышкомонтажное управление, а тут еще и появился прекрасный повод: одна из бригад ВМУ стала номинантом конкурса «Черное золото Югры». Позвонили руководству. «Отлично! Приезжайте в четверг: тут как раз и ваши коллеги с Лянторского телевидения к нам в гости попросились. Поедете к Селиверстову вместе», – обнадежили нас. И вот ранним утром мы уже в пути. Добраться до Западно-Чигоринского месторождения оказалось не так-то просто. Мелькали указатели: Биттемское, Селияровское, Западно-Сахалинское, Рогожниковское, а мы все еще едем и едем. И вот уже ближе к обеду на горизонте показался 55-й куст, где и работали вышкомонтажники.
Почти до самой буровой проложен асфальт, поэтому осенняя распутица не стала нам помехой. А вот уже ближе к громаде станка пройти было непросто. Пришлось отправляться в вагон-сушилку за сапогами. – Это тоже старожил бригады, – показывая на шкафчик, пояснил мне Фоат Сафин. Не подумайте, что мы разговаривали о мебели. Просто наша беседа проходила в вагоне-сушилке, где переодеваются вышкомонтажники. Для одежды каждого из них предназначен отдельный шкаф-купе с обозначением имени его владельца на табличке. Ввиду того, что каждый шкаф имеет свои конструктивные особенности, то для того, чтобы купить двери для шкафов из алюминиевого профиля, пришлось заказывать их в торговом доме «Профит Ролл» из Санкт-Петербурга. Табличек на дверях шкафов было почти два десятка – по числу членов бригады мастера Дмитрия Селиверстова.
Работа не легкая, однако у буровиков труднее
– Работа у нас не самая легкая, однако у буровиков труднее будет, – скромно ответил мне вышкомонтажник-сварщик Фоат Сафин на вопрос о том, насколько сильно он устает за день. Надо сказать, что в этом коллективе он трудится с 1981 года. И поэтому лучшего собеседника, знающего об этой бригаде практически все, нам было не найти. Как рассказал ветеран, до Сургута он работал в Набережных Челнах на КамАЗе. На заводе была однообразная работа: стоишь целый день у конвейера и выполняешь изо дня в день одну и ту же операцию.
– А тут как-то попал в компанию с ребятами, которые уже поработали на Севере. Мы с другом рискнули и поехали сюда. Помню, не было билетов, и мы летели из Бугульмы зайцами. Тогда было с этим проще: договорился с пилотом – и вперед. Устроились в Сургутское ВМУ-3 – так тогда называлось наше управление. В течение одного дня устроили, поселили в общежитие, приказом провели.
Что удивительно: до этого я видел буровые только издалека. А тут приехали на куст – аж волосы дыбом: вышкомонтажники по буровой вышке карабкаются, ловкие, как черти. А мы-то к земле привыкли, – с улыбкой вспоминает свой первой день на буровой Фоат Сафин.
Было время, когда он не думал, не гадал, что станет вышкомонтажником. А теперь сам подсказывает молодежи, что да как. В бригаде его уважительно называют «дядя Федя». С восьмидесятых с Сафиным трудятся Сергей Салманов, Ирек Утяшев, Марат Ахметов.
– Вышло так, что эта бригада у меня первая и она же, наверное, последняя. Начинал со сварщика, но у нас трудно быть просто сварщиком. Надо уметь болты крутить, тросы таскать и разбираться в станках. Поэтому пришлось доучиваться, – говорит Сафин. Бригада практически все время была в числе лучших. В 1984 году коллектив победил в социалистическом соревновании – на бригаду выделили жилье в новостройке. И Фоат Сафин обзавелся собственной квартирой. Участвовали в нескольких конкурсах «Лучший по профессии».
– У нас своеобразная кузница прорабов – народ уходит на повышение, трудно перечислить всех. Из состава 2008 года, когда мы участвовали в конкурсе «Черное золото Югры», многие теперь перешли в «якутские» бригады, – с гордостью рассказывали вышкомонтажники.
Здесь собран народ из Сургута, Лянтора, Нефтеюганска, плюс ко всему несколько вахтовиков летают из Уфы. В каждом звене по восемь человек. По слова Дмитрия Селиверстова, они последние годы специализируются на «разведке», производя монтаж и демонтаж для УПРР.
Вертолетами бригаду забрасывают в самые отдаленные уголки Югры. – Бывали во многих местах, и каждый раз поражались, какая у нас природа. Видели чистейшие озера, где плавают непуганые лебеди. К буровой подходят лоси, медведи, лисы, песцы. А бывает, проснешься с утра, выйдешь на кустовую площадку – а там следы: прошло стадо оленей, – рассказывают в бригаде. Самое сложное – начинать демонтаж. Опасны подъем и опускание вышки. Ко всему надо готовится капитально и тщательно, считают в бригаде.
Действительно, в 2008 году Селиверстов и его товарищи поработали на славу. По словам Андрея Ермакова, заместителя начальника Лянторского ВМУ по производству, бригада не только имела отличные показатели, но и работала безаварийно.
– Мы действительно работали без простоев. Надеемся, и в этом году у нас будут отличные результаты, – говорят в бригаде. Уезжая, я пожелал удачи не только «дяде Феде», но и всем его товарищам. Ведь благодаря таким трудягам и держится слава рабочего коллектива ОАО «Сургутнефтегаз».