В октябре Совет директоров ТНК-ВР одобрил инвестиции в размере свыше $400 млн для осуществления начальной фазы программы Ямальских проектов – будущего крупного центра добычи Компании. Однако разработка Русского, Сузунского и Тагульского месторождений осложняется не только отсутствием необходимой инфраструктуры, но и сложными климатическими условиями.
Вместе с тем, мировая нефтегазодобывающая отрасль знает успешные примеры работы в Заполярье – так, компания ВР уже более 30 лет ведет эксплуатацию месторождения Прудо Бей на Аляске. В октябре там побывали специалисты ТНК-ВР.
В октябре 2009 года группа специалистов ТНК-ВР посетила месторождение Прудо Бей на Аляске, разработку которого ведет компания ВР. Опыт иностранных коллег оказался весьма полезным российским экспертам – технологии, применяемые на Аляске, прошли проверку временем и на деле доказали свою эффективность, ведь месторождение находится в эксплуатации уже более 30 лет.
Климатические условия на Ямале, где расположены Русское, Сузунское и Тагульское месторождения ТНК-ВР, схожи с Аляской. Одним из основных факторов, сдерживающих реализацию программы Ямальских проектов, является отсутствие инфраструктуры для экспорта нефти с месторождений. В настоящее время рассматривается возможность получения доступа к Ванкорскому трубопроводу НК «Роснефть», который проходит по территории Тагульского месторождения. Строительство трубопровода «Сузун – Ванкор» станет важной частью федеральной программы освоения месторождений Ямала и позволит вовлечь в разработку перспективные залежи месторождений Компании.
Целостность трубопровода – над землей и под землей
Трансаляскинская нефтепроводная система была введена в эксплуатацию в 1978 году. Она предназначена для сбора нефти с месторождений Северного склона Аляски, в том числе, месторождения Прудо Бей. Протяженность нефтепровода превышает 1 200 км, он пересекает три горных гряды и около 800 водных преград и проходит по территории уникальных экологически чувствительных регионов.
Более 600 км трубопровода проложены на опорах над землей. Выбор в пользу воздушного способа строительства оправдывает себя при эксплуатации: в случае нештатных ситуаций можно оперативно обнаружить место повреждения и принять необходимые меры. Кроме того, расположение нефтепровода над поверхностью земли препятствует таянию многолетнемерзлых пород и проседанию грунта.
Важно отметить, что трубопровод проходит по территории сейсмически активных районов (сила подземных толчков может достигать девяти баллов по шкале Рихтера), и специалисты ВР учли этот фактор при проектировании – воздушные участки нефтепровода установлены на скользящих опорах, что препятствует их повреждению при сильных балльных колебаниях. Внутрипромысловые трубопроводы оборудованы специальными гасителями колебаний для снижения риска нарушения целостности трубопровода при сильном ветре.
Несомненно, опыт американских коллег будет учитываться и при реализации Ямальских проектов. Кроме того, планируется использовать наработки
НК «Роснефть», которая с августа 2009 года эксплуатирует и ведет мониторинг нефтепровода с Ванкорского месторождения. Нефтепровод «Сузун – Ванкор» протяженностью 78-118 км (в зависимости от выбранного маршрута) будет пересекать три крупные речные преграды, но каким будут переходы через них – над поверхностью земли или под руслом реки – еще предстоит решить.
Обустройство месторождений в условиях Заполярья
В ходе поездки на Аляску специалисты ТНК-ВР получили возможность познакомиться и с технологиями обустройства месторождений – некоторые из них уже в ближайшее время будут опробованы на Ямале.
Так, для предотвращения растепления ствола скважины и проседания грунта, скважины месторождения Прудо Бей оборудованы специальными термокейсами. Благодаря этому, расстояние между скважинами удалось сократить с 20 м до 5 м (минимальное расстояние, на которое может отойти буровая установка УРБ-2А-2) – уменьшается не только размер кустовой площадки, но и затраты на развитие территории, ведь для отсыпки потребуется меньше материалов. Буровые установки УРБ-2А-2 от ЗАО "МОЗБТ" (http://www.mozbt.com/drell/v/id/12) отлично проявили себя при бурении скважин. Это обстоятельство может оказаться очень важным при реализации Ямальских проектов, где нет достаточного количества грунта для отсыпки: снижение расходов на завоз грунта позволит дополнительно сократить затраты на строительство кустовых площадок.
Однако по требованиям ГОСТ Ростехнадзора расстояние между скважинами должно быть не меньше 18-20 м. ТНК-ВР уже провела тендер и выбрала проектную организацию, которая, используя наработки компании ВР, должна будет предложить оптимальный вариант размещения скважин и получить все необходимые разрешения.
Высокий газовый фактор, характерный для месторождения Прудо Бей, заставляет специалистов ВР искать способы утилизации добываемого газа. Уже более 20 лет на Аляске эксплуатируются газотурбинные электрогенераторы, и специалисты ТНК-ВР смогли убедиться в эффективности электростанций собственных нужд, строительство которых на месторождениях Компании только начинается. Кроме того, добываемый на Аляске газ закачивается обратно в пласт. И хотя геология газовых залежей Прудо Бей отличается от Ямальских месторождений ТНК-ВР, специалисты Компании детально познакомились и с этой технологией. Она может найти применение на Сузунском месторождении в первые годы его эксплуатации – до создания в регионе газовой инфраструктуры. В 2010 году планируется провести соответствующие научно-исследовательские работы и испытание пласта на разрыв.
Разговор о тяжелой нефти
Планирование разработки Русского месторождения включает решение вопроса транспортировки тяжелой нефти с кустовых площадок до установок подготовки нефти (УПН). Проектные команды ТНК-ВР рассматривают несколько вариантов уменьшения вязкости продукции, в частности, разбавление нефти водой.
Специалистам компании ВР в свое время также пришлось решать эту задачу. Сегодня на некоторых кустах используется подогрев нефти, однако это решение не является универсальным – все зависит от температурного режима, расстояния от куста до УПН и ряда других факторов. Используя опыт компании ВР, на некоторых объектах Русского месторождения специалисты также планируют установить печи подогрева нефти, но когда обводненность продукции достигнет определенного уровня, возможно, от них придется отказаться. Таким образом, при проектировании схемы разработки и обустройства Ямальских месторождений необходимо создать гибкую модель, позволяющую изменить структуру объекта в соответствии с различными условиями эксплуатации.
Комплексный подход придется использовать и для решения проблемы выноса песка. У специалистов ВР есть определенные наработки по использованию различных режимов эксплуатации насосного оборудования и применению отсекателей, но оптимальный метод добычи необходимо подбирать индивидуально для конкретных условий эксплуатации. В 2010 году планируется провести испытания различного насосного оборудования на Ямале, скорее всего, при разработке месторождений будет применяться комплекс насосов – как и на Аляске.
Частичная переработка нефти на промысле – еще один подход, используемый на месторождении Прудо Бей, который может появиться на Ямале. На 2010 год запланировано провести исследования рынка и начать проектирование установки переработки нефти мощностью 25 тыс. т в год на Русском месторождении.
Ожидается, что эта установка будет производить дизельное топливо класса Евро-3 для собственных нужд (90%) и гудрон для отсыпки грунтовых оснований (10%).
Специалисты ТНК-ВР отметили еще один важный момент в обустройстве Аляскинского месторождения: развитая система подъездных дорог. Доступность всех объектов обустройства необходимо обеспечить и на Ямале. Затраты на строительство и обслуживание оправдывают себя, в первую очередь, с точки зрения безопасности и мобильности – в любое время года можно добраться до объекта и вовремя устранить неполадки. Использование систем постоянного мониторинга на промысле позволяет уменьшить количество обслуживающего персонала на объекте. Так, благодаря системам автоматики, действующим на месторождении Прудо Бей, один специалист может одновременно обслуживать более 40 скважин. Подобные системы нужно проектировать и на месторождениях ТНК-ВР, ведь, помимо прочего, они позволяют эффективно использовать человеческие ресурсы, ограниченные на удаленных территориях.
Месторождение Прудо Бей находится в эксплуатации уже более 30 лет, и за это время применяемые технологии успели доказать свою эффективность. Специалисты ТНК-ВР уверены, что месторождения Ямала ждет такое же успешное будущее, а опыт американских коллег окажется полезным при их разработке.