– Помню, еще девочкой я часто рассматривала в семейном альбоме родителей старые фотографии, – вспоминает Надежда Эскина. – А рассказывали они не только о том, как мы появлялись и росли, какими были в молодости папа и мама. Старые черно-белые снимки рассказывали и о том, как рос наш родной Нефтеюганск. Как факт личной биографии воспринимали они первый нефтяной фонтан на том месторождении, которое исследовали, фотографировались вместе со своими малышами и друзьями во время первомайской демонстрации. Родными и близкими становились для них воспитатели в детском саду, товарищи по работе. Они в семейном фотоальбоме не чужие.
Взяла я в руки наш альбом, полистала его, и захотелось мне рассказать вам о самых дорогих мне людях, моих родителях – Константине Ильиче и Алевтине Алексеевне Головиных.
Они встретились в 1947 году, когда папа еще был студентом, а уже в 1948-м поженились. У папы на носу было назначение, а жизнь без Алевтины он уже не представлял. В этом же году после окончания техникума молодого специалиста Костю Головина направили в Монголию, разумеется, вместе с ним отправилась и молодая жена. Так началась их совместная кочевая жизнь по геологоразведочным экспедициям в поисках нефти.
В 1962 году геологи Головины по вызову ныне знаменитого Фармана Курбановича Салманова, а тогда еще молодого, малоизвестного геолога из Азербайджана, приехали в Нефтеюганск. Папа стал замначальника Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции, а только зарождающийся город Нефтеюганск – последней точкой в их кочевой жизни.
По рассказам моих родителей можно было написать захватывающе интересную и достоверную книгу-эпопею о самоотверженном труде тех, кто с ними работал. О том, как в Нефтеюганск приезжал председатель Совета министров Алексей Косыгин, как забил первый фонтан нефти, какой жесткой была партийная дисциплина, как складывались судьбы отчаянных парней и девчонок, приехавших на необжитые берега Юганской Оби.
Вот первый снимок из этого ряда: фонтанирующая скважина. Папа рассказывал, каким крупным событием для геологов стало испытание скважины Р-63 – первооткрывательницы усть-балыкской нефти. Ведь именно этот фонтан возвестил об открытии уникального месторождения нефти.
В начале 60-х годов в Среднем Приобье стали внедрять опыт транспортировки буровой вышки по реке, не разбирая ее. Первый такой эксперимент прошел под руководством Н. В. Драцкого, а свидетельство захватывающе величественного движения этой громады по реке родители хранят в своем семейном альбоме. Еще бы! Ведь все нефтяники волновались за исход эксперимента, радовались первой удаче и хранят воспоминание о ней как о факте из личной биографии.
Может быть, кто-нибудь думает, что вдали от Большой земли жизнь первопроходцев была заполнена только работой? Ничего подобного, они умели отдыхать и веселиться. Удивительно, но в начале 60-х годов, в самые трудные первые годы, в нефтеразведочной экспедиции был свой самодеятельный духовой оркестр.
Листаю альбом, всматриваюсь в лица моих дорогих родителей, вся жизнь которых прошла под лозунгом: «Стране нужна нефть, любой ценой», – и представляю, как же им было тяжко. Цену эту высокую за большую нефть они заплатили сполна.