«Мы все с одной трубы!» – довольные своей шуткой-экспромтом, специалисты цеха капитального ремонта скважин комплексами «Непрерывная труба» УКРСиПНП – на самом деле серьезные и деловые люди – с удовольствием рассказывают о своем новом уникальном достижении – создании участка по ремонту непрерывной гибкой трубы.
В том, что участок этот уникален, они не сомневаются, ведь таких комплексов в России однозначно больше нет, а за рубежом, где эта технология капитального ремонта скважин используется не одно десятилетие, ремонтом заниматься не станут. Для Сургутнефтегаза же, где вошло в привычку экономить каждую копейку, достаточно затратно использовать дорогостоящую трубу, за которую приходится платить «зелеными», как одноразовый товар, поэтому техническая мысль сработала в совершенно неожиданном для некоторых направлении. Но сегодня в УКРСиПНП уже созданы условия для того, чтобы бесценной гибкой трубе давать вторую жизнь. И получается!
Так кто же эти специалисты-шутники, которые сегодня наперебой рассказывают, что, зачем и почему?! Но обо всем по порядку. – Первый такой буровой комплекс был запущен в эксплуатацию в 2004 году, – уточняет начальник цеха Роман Палий. – Основная цель его использования – углубление скважины в режиме депрессии. В качестве промывочной жидкости мы применяем товарную нефть, что позволяет сохранять коллекторские свойства пласта. Эта уникальная технология ремонта применима как на обычных скважинах, так и на скважинах с аномально высоким пластовым давлением, то есть при наличии избыточного давления на устье скважины. И при ее углублении вместо традиционных бурильных труб мы начали использовать так называемую гибкую трубу.
Шесть лет назад 28-летний мастер УЗБСиКРС Роман Палий руководил экспериментальной бригадой, осваивавшей принципиально новую технологию капитального ремонта скважин с применением необычного для российских нефтяников зарубежного оборудования. Первую скважину пробурили на 143 кусту Западно-Сургутского месторождения совместно с американскими и канадскими специалистами, которые почти полтора года помогали нефтяникам освоить уже отработанную в их странах технологию. А еще необходимо было обучить персонал, которому предстояло обслуживать напичканный электроникой комплекс Микролит. Специалисты УКРСиПНП на стажировку ездили в Канаду.
– Стоит отметить, что на Западно-Сургутском месторождении вместе с нами набирались опыта и иностранцы, – вступает в разговор Виктор Бобечко. – Не все было гладко. В процессе обкатки комплекса выявлялись и технические ошибки, приводившие к неполадкам. Поэтому при производстве следующих комплексов иностранные специалисты учли наши замечания и предложения и внесли конструктивные изменения в новые схемы. Сегодня мы знаем, что продуктивная эксплуатация непрерывной трубы и износ зависят от многих факторов.
Механик цеха Григорий Караман работал слесарем, когда осваивали первый комплекс «Непрерывная труба», и лично участвовал в производственном процессе. Сегодня он с увлечением рассказывает о новом участке по ремонту и утилизации пришедшей в негодность гибкой трубы:
– Сейчас мы занимаемся «шлифовкой» ремонтных процессов. Раньше эту работу ребята выполняли в поле: мороз, ветер, снег не в счет! Стальная труба в производственных условиях используется и на растяжение, выдерживая вес от 35 до 40 тонн, а значит, истончается или сужается в диаметре, и на изгиб, который провоцирует свищи, поэтому со временем она, конечно же, требует ремонта.
– Согласно заводским техническим характеристикам использование одной трубы рассчитано аж на 12 скважин, – уточняет Роман Владимирович. – Но на практике она может выйти из строя во время ремонта и шестой, и пятой скважины, и даже на второй. В процессе непосредственной работы гибкой трубы мы имеем возможность рассчитывать ее техническое состояние на протяжении всей длины, а это 4,5 км. Износостойкость ее зависит и от типа скважины, ведь на одной время ремонта исчисляется днями, а на другой – неделями, как, к примеру, на Западно-Сахалинском или Айпимском месторождениях.
На новом участке, укомплектованном американским и канадским оборудованием, трудятся пять человек. Перед началом ремонтных операций требуется перемотка доставленной трубы с транспортного барабана на рабочий. Кстати, вес его с намотанной стальной трубой составляет 46 тонн. Затем проводится продувка специальной азотной установкой, поскольку в трубе находится обычно около двух кубов рабочей жидкости. После этого нужно освободить трубу от телеметрического кабеля, который во время ремонта скважины был необходим для передачи данных с забоя, затем электросварщики и слесари приступают непосредственно к ремонту. Выбракованные участки вырезаются и на специальном станке, изготовленном по спецзаказу в Челябинске, готовятся к утилизации.
– Сегодня закончены пусконаладочные работы нестандартного дефектоскопа, изготовленного в Санкт-Петербурге, – говорит Григорий Караман, курирующий ремонтные работы. – Он позволит контролировать качество сварного шва.