Династии в «Удмуртнефти» — это символ конкурентоспособности предприятия, престижа, успешности и перспективности. Лучшим примером стабильности компании является не только сохранение династий, но и возникновение новых. Так, 17 лет назад Борис Вахтуров, оператор по добыче нефти и газа НГДУ «Гермиха» основал в «Удмуртнефти» свою рабочую династию и сейчас с гордостью носит звание ее главы.
В 1993 году Борис Андреевич столкнулся с серьезной проблемой — колхоз, в котором он проработал больше 12 лет, разваливался, и сельское хозяйство в один миг перестало быть перспективной для будущего трудоустройства. Высококлассный специалист с высшим агрономическим образованием остался без работы по специальности.
— В то время рядом с нашим селом активно развивали свои месторождения нефтяники, работа была интересной и неизведанной. И в то время это было единственное место, куда требовались специалисты. Но в нефтяники брали не каждого, — вспоминает Борис Вахтуров.
Первая попытка его устройства на работу не удалась — начальник НГДУ оглядел 30-летнего агронома и со словами «Работа оператора не из легких: ключи большие, кувалда тяжелая, работа в дождь, жару, снег и грязь. Ты пока не готов: приходи через год» вернул заявление.
— Но я не стал отчаиваться — пришел на следующий год уже с твердым желанием работать и учиться профессии. Увидев мои горящие глаза и желание осваивать новую специальность практически с нуля, руководитель подписал мое заявление. С тех пор я своим трудом подтверждал оказанное мне доверие, — продолжает Борис Вахтуров.
Начинать пришлось с оператора по поддержанию пластового давления, затем Борис Андреевич выучился на оператора по добыче нефти и газа и смело делал обходы своего участка. Все 17 лет он трудится на ставшем уже родным Северо-Ижевском месторождении.
— В первые дни работы меня поразило сразу несколько факторов. Во-первых, строгая дисциплина — полная противоположность организации рабочего процесса в колхозе.
В бригаде операторов каждый знает внутренний трудовой распорядок — рабочий процесс четко структурирован, у каждого своя зона ответственности. Это очень важно, — делает вывод Борис Вахтуров. — Также в «Удмуртнефти» я сразу отметил уважительное отношение к простому рабочему человеку и заботу о нем. Выражается это в стабильном и достойном заработке, обеспечении спецодеждой, организации доставки на работу и четком рабочем графике. На предприятии знают, что если работник всем обес печен, все у него хорошо в быту и семье, он на работе отдаст всего себя. Я сразу оценил эту заботу.
Не прошло и полгода
Рабочие династии — это настоящие семейные университеты, передающие из поколения в поколение бесценный опыт и тайны мастерства профессии. Десять лет назад вслед за Борисом Вахтуровым профессию оператора стал осваивать его сын Дмитрий.
— И я рад, что смог передать ему свой опыт, а сейчас уже понемногу сам учусь у него, — говорит Борис Андреевич.
— Работа отца располагалась в 20 минутах ходьбы от дома. Я с ним часто бывал на месторождении во время обхода. Мне 12-летнему было интересно, как нефть добывается, как работают качалки. Папа был хорошим рассказчиком, асом своего дела — именно от него я узнал технологию добычи нефти, принципы работы оборудования, названия деталей. Уже к окончанию школы я знал основы операторской работы. Поэтому о будущей специальности не задумывался — решил поступать в Уфимский нефтяной институт. Но… не поступил, — рассказывает Дмитрий Вахтуров, оператор по добыче нефти и газа НГДУ «Гермиха». Дмитрий вернулся обратно в Ижевск и поступил в 31-ое профессиональное училище на оператора. И параллельно подал документы в Пермский нефтяной колледж — учился одновременно сразу в двух учебных заведениях.
— Училище и техникум я окончил успешно, потому что многие вещи уже знал от отца. Но время подошло отдать свой долг отечеству, и после двух лет армейской жизни я вернулся в Ижевск и стал ждать, когда освободится вакантное место оператора на Северо-Ижевском месторождении. Ждать пришлось ровно полгода, за это время я успел поработать водителем. И вот в 2000 году 10 июля меня взяли в «Удмуртнефть» — с тех пор почти 10 лет работаю оператором.
Доброе имя
Дмитрий продолжает учебу, уже 4 курса освоил на нефтяном факультете УдГУ, его специальность — разработка и эксплуатация месторождений. Дмитрий говорит, что образование необходимо ему для всестороннего владения предметом: — Сейчас, зная теоретические основы, я намного глубже вникаю в работу — понимаю, что геология и технология производства важны в нашей работе не меньше, чем ключи и гайки. В своей работе операторы в первую очередь полагаются на слух.
Многие неисправности определяем по посторонним шумам, стукам. Также важно внимательно осматривать все наземное оборудование на предмет утечки по резьбовым и фланцевым соединениям. Очень важно своевременно и в полном объеме сдавать всю информацию по работе скважины геолого-техническим службам. Так как операторы предоставляют всю первоначальную информацию, по которой геологи затем определяют разработку конкретной скважины. Одним словом, операторы — это глаза и уши, а геологи и технологи — ум.
По мнению семьи Вахтуровых, семейное счастье держится на взаимном доверии, согласии, уважении и любви. Сейчас у Дмитрия растет два сына и дочка. Старший уже знает, что такое станок-качалка, ДНС, как выглядит нефть и для чего она необходима. У Дмитрия много семейных забот, он недавно построил дом и сейчас занимается его отделкой сэндвич панелями из Харькова, цена на которые вполне приемлемая. Примечательно, окна дома выходят на ДНС Северо-Ижевского месторождения.
— В тихую погоду я по звуку определяю, какой насос ДНС работает, — улыбается Дмитрий Вахтуров.
Он гордится своей профессией, говорит, что работа его стабильная и перспективная. Он выкладывается полностью на производстве, и не только ради больших заработков. — Деньги — это уже второе, это потом. Ты работай как лучше, а они сами придут, — говорят в один голос отец с сыном.
Каждый из них выбрал профессию по душе и не собирается менять. И в начальники не рвутся. Они на своем месте, не просто работают — они живут своей работой.
— Гордиться своей семьей, идти по стопам своих родителей, иметь общие интересы. Что может быть лучше? — рассуждает Дмитрий. — Каждое новое поколение олицетворяет определенный этап истории предприятия. Династии — это сотни людей, в которых сконцентрирован запас прочности нефтяной отрасли.
А по-другому и быть не может, если новое поколение трудится рядом с родителями, то каждый старается работать так, чтобы не уронить доброе имя семьи.