Из-за болотистой местности лето – практически мертвый сезон для проводчиков, но работа строительно-монтажного управления №1 СМТ-2 не останавливается. Работники готовятся к зиме: ремонтируют технику, готовят к очередному отопительному сезону базы на Сортыме и в поселке Северном. Управление занимается возведением нефтегазопроводов и высоконапорных водоводов. Объекты строительства отдалены от Сортыма до 200 км.
– Сейчас заканчиваем строительство объектов первого полугодия 2010 года, – рассказывает заместитель начальника по общим вопросам Олег Витоль. – Идут испытания, сдача в эксплуатацию трубопроводов. Параллельно разворачиваем полевой городок на Ватлорском месторождении, где будут приниматься и храниться трубы, где изготовлены стеллажи поворотной сварки и стеллажи для обследования трубы дефектоскопистами под программу строительства 2011 года.
Если говорить о структуре СМУ-1, то в управлении имеются две базы производственного обслуживания, где располагаются теплые стоянки, токарные мастерские, стеллажи для приема труб различного диаметра, цеха сварки и изоляции труб. У нас огромная территория работы: Северо-Лабатъюганское, Жумажановское, Айпимское, Ватлорское, Лукъявинское, Юкъявинское, Мурьяунское месторождения. И это далеко не полный список, который каждый год пополняется, поскольку осваиваются все новые территории. Конечно, основная работа у нас – зимой. Коллектив – 315 человек, но специфика нашей деятельности такова, что со многими работниками заключаем договор только на время строительства в зимний период. Прежде чем приступать к сварке и монтажу трубы в траншею, нужно подготовить трассу. Образец высококвалифицированной и грамотной работы – бригада Ивана Гусева. Сам Иван Иванович, невзирая на сильный ветер, поднимающий столбы пыли, повел знакомиться с техникой, обеспечивающей подготовку трассы.
– Это очень тяжелая, порой опасная работа, – говорит он. – Озера, болота. Но за 18 лет, что я здесь тружусь, ни одного ЧП не было! Иван Иванович на Севере уже 35 лет. Приехал из Петербурга. В СМУ-1 работает со дня основания – сначала был трактористом, затем стал машинистом бульдозера 8 разряда. Цель бригады – проложить трассу. После вырубки леса запускаются гусеничные машины. Они начинают проминать, «прорезать» болото. А когда все уже подготовлено под укладку трубы, ее завозят, и тогда за работу принимается сварочная бригада.
– За это время существенно ничего не изменилось, – говорит Иван Иванович. – Обычно в бригадах узкая специализация. Например, сварщик делает свою работу – и все. А наши бульдозеристы помимо своих прямых обязанностей могут заниматься расчисткой. Сейчас в бригаде 22 человека – бульдозеристы, вальщики, лесорубы, трактористы. Машинами Гусев и его команда тоже довольны. Говорит, что поначалу работали на советских экскаваторах, бульдозерах. Сейчас же – мощнейшая импортная техника.
– Условия труда изменились, все механизировано, – продолжает Гусев. – И кто хочет работать, тот работает. Человеческий фактор никто не отменял, ведь одними машинами при нашей работе все равно не обойтись.
Подтверждение профессионализма самого Ивана Ивановича – награждение Почетной грамотой Министерства энергетики РФ, Почетной грамотой ОАО «Сургутнефтегаз» в честь пятилетия образования СМТ-2. Сам он об этом скромно умолчал. Выяснилось лишь тогда, когда кто-то из сослуживцев назвал его орденоносцем.
– На трассе слабый характером человек не удержится, – говорит Иван Иванович. – Да и молодежь идет неохотно. Работники у меня – 38 лет и старше. Не каждому молодому парню по плечу наши «зимники». Прошедшая зима, например, с одной стороны была тяжелой – два месяца сильнейших морозов. А с другой стороны – нам даже лучше: озера и болотистая местность хорошо промерзли. Для сварщиков это тяжело – ветер, холод, а для нас добро! Вот мои водолейщики – так те работали даже в минус 40!