Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа

Наркомат отрасли - Уфимский период


Новая и новейшая мировая история свидетельствует о том, что все более или менее значимые военные конфликты разворачиваются вокруг нефти. Вторая мировая война, ставшая «войной моторов», яркое тому подтверждение. Захват в кратчайшие сроки нефтяных богатств СССР, в первую очередь месторождений на юге России и Кавказе, с последующей оккупацией Ирана входил в число основных целей гитлеровской агрессии против СССР.

22 июня 1941 года в передовой статье газеты «Правда» сообщалось, что «нефтяная промышленность выполнила двухгодичный план», и были нарисованы радужные перспективы развития отрасли в будущем. В день выхода газеты на западных границах страны уже несколько часов шла война.

Нефтяники Башкирии в числе первых в республике выразили желание встать на защиту Отчизны и сделать все возможное для достижения победы. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания ветеранов. Так, буровой мастер конторы бурения треста «Туймазанефть» Василий Салов вспоминал о том, как в первый день войны вся бригада обратилась в военкомат с просьбой направить их на фронт... «Мы понимали, что наш труд нужнее здесь, но как же тяжело было смириться с тем, что мы в тылу. Работы было уйма... Рабочий день зачастую заканчивался глубокой ночью... Враг был уже под Москвой, и мы снова попросились на фронт, но нам категорически отказали... На себе, по колено в грязи, люди тащили инструмент и трубы на скважину, но ни один не жаловался на трудности... Каждый член бригады, все работники конторы бурения считали себя мобилизованными на трудовой фронт, знали, что на фронте еще труднее».

В первые же дни войны мы потеряли нефтяные промысли Западной Украины, затем главную «кочегарку» страны – Донбасс. Вскоре враг захватил и нефтяные промыслы Кубани, вплотную подошел к Северному Кавказу. Оказались перерезанными основные пути для перевозки в Сочи нефти и нефтепродуктов. Перевозка осуществлялась из главных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих центров страны – Баку и Грозного. Перестройка работы нефтяной промышленности СССР на военный лад в интересах фронта и тыла потребовала резкого увеличения добычи и переработки нефти в районах «Второго Баку».

Предусматривалось увеличить добычу нефти в Урало-Поволжье и Сибири к концу 1942 года в полтора раза по сравнению с довоенным периодом. Надо было форсировать строительство нефтеперерабатывающих предприятий. Если в довоенные пятилетки на нефтяную промышленность Урало-Поволжья приходилось 5–10 процентов отраслевых капиталовложений, то на 1942 год они были увеличены до 41,6, а в 1943-м – до 55,8 процента. Ставилась задача – принять энергичные меры по увеличению поисковых и разведочных работ на нефть в районах «Второго Баку».

Поэтому в это грозное для страны время Башкирия становится географическим, производственным и управленческим центром всей нефтяной промышленности страны. С конца июня 1941 года началась эвакуация из Москвы многих правительственных учреждений, промышленных предприятий, институтов.

В соответствии с решением правительства страны наркомат нефтяной промышленности в июле был эвакуирован в Уфу. Нарком отрасли И. Седин с небольшой группой специалистов до 15 октября 1941 года оставался в Москве, затем он переехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Совнарком СССР во главе с В. Молотовым. Оперативное руководство работой наркомнефти в Уфе было возложено на первого заместителя наркома Н. Байбакова. Наркомат взял на себя управление всеми предприятиями и организациями «Башнефтекомбината». Поэтому 2 сентября 1941 года «Башнефтекомбинат» ликвидируется, его начальник Н. Миронов отправляется на фронт, а главный инженер Н. Голодов назначается управляющим треста «Ишимбайнефть».

Один из эпизодов эвакуации описывает в своих воспоминаниях сотрудница Наркомата С. Русинова: «Нас с детьми и пожитками в Москве погрузили на пароход, отходящий в Уфу... Самолеты долго не давали отчалить, бомбили и днем, и ночью. Наконец под утро мы все же от-

плыли... Не доехав нескольких километров по реке Белой до Уфы, на пароходе пронесся слух: «На катере из Уфы нас едет встречать Байбаков». Какой же восторг вызвало это известие! Какими бурными объятиями, с радостными и благодарными слезами встретили его женщины, когда он по трапу поднялся на пароход!

В Уфе нам было выделено большое здание, которое по распоряжению Байбакова было разделено на маленькие комнаты, отдельные для каждой матери с ребенком. Байбаков лично обошел всех, чтобы убедиться, что все устроены вполне прилично». Большое здание в Уфе, о котором упоминает Русинова, находилось по адресу ул. Ленина, 7.

Наркомат оказывал большую помощь башкирским нефтяникам, но положение в отрасли оставалось тяжелым. Так, если в 1939 году было добыто 1,67 млн тонн нефти, в 1940-м – 1,452, в 1941-м – 1,317 и в 1942-м всего 1,023 млн тонн. Основное снижение добычи нефти произошло по тресту «Ишимбайнефть»: с 1,640 млн тонн в 1939 году до 977 тыс. тонн в 1942 году. Несмотря на значительный рост фонда скважин по тресту «Туймазанефть», добыча нефти составляла лишь 70 – 75 тыс. тонн. Основная причина такого положения – практически полное прекращение поставок оборудования, труб и запасных частей из Баку и Грозного, где тогда находились почти все заводы.

Большинство ишимбайских скважин перестали фонтанировать, и в 1942 году доля нефти, добытой фонтанным способом, составила лишь 1,3 процента, зато доля добычи нефти штанговыми глубинными насосами возросла до 92 процентов. Из-за отсутствия запчастей выросло число аварий и простаивающих скважин. Многие из них приходилось ликвидировать: только в тресте «Ишимбайнефть» в 1941 году было ликвидировано 124 скважины, в 1942-м – 175.

Но башкирские нефтяники героически преодолевали эти трудности. Ежедневно вечером по радио передавали сообщения о лучших тружениках тыла республики... Особенно часто говорили о достижениях бригад по добыче нефти треста «Ишимбайнефть» Шайхуллы Мотыгуллина, Ивана Беззубова, Семена Серякова, который вспоминал: «Разговоры в военное время были одни и те же: как увеличить добычу нефти, как устранить поломки. До сих пор мне слышатся грозные вопросы начальства: «А почему вчера у тебя на 10 тонн было меньше?» Случайно разлившуюся нефть вычерпывали из каждой ямочки черпаком и ведром, сливали в бочки и возили к емкостям».

Особо сложные задачи стояли перед ишимбайскими нефтепереработчиками. Несмотря на низкое качество поступающей с промыслов нефти, коллектив завода увеличил объем переработки и расширил ассортимент продукции. По заданию ГКО страны завод в кратчайшие сроки наладил производство дизельного топлива. В июне 1942 года завод занял третье место во всесоюзном социалистическом соревновании среди предприятий нефтяной промышленности, а в феврале 1943 года был награжден Красным знаменем ГКО. После разгрома немецких войск под Москвой военная обстановка значительно улучшилась. Поэтому в апреле 1942 года Наркомат нефтяной промышленности СССР возвращается в Москву, а в Уфе воссоздается «Башнефтекомбинат», о героической работе коллектива которого мы рассказывали в предыдущих публикациях.


Источник: Журнал "Башкирская нефть"

Ключевые слова: Ишимбайнефть, нефть, промышленность, Байбаков
Промышленность | Просмотров: 3491


Оцените новость 0 из 5 0 3491
рейтинг голосов просмотров
 
 


Понравилась новость? Расскажи друзьям!








Похожие новости:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me