Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа

Мы были такими молодыми


В начале 60-х годов Совет министров СССР принял постановление, в котором говорилось: "Министерству нефтедобывающей промышленности СССР организовать в 1966 году пробную эксплуатацию скважин на Советском месторождении в Томской области, разработать мероприятия по ускорению ввода его в эксплуатацию и о принятых мерах доложить Совету министров СССР." 

Вот что вспоминает непосредственный участник тех легендарных лет Михаил Худобец: 

- Первая контора бурения в Томской области была организована в декабре 1965 года, то есть ровно 35 лет тому назад. А для меня это еще и очень личный праздник, так как именно в 1966 году я приехал в Стрежевой после окончания геологоразведочного техникума. Начинал здесь оператором, работал инженером и мастером по исследованию скважин Советского месторождения и Вахской группы нефтяных месторождений. Без отрыва от производства окончил Томский госуниверситет. И как было оторваться от рабочих будней, если они были наполнены такими удивительными, громадной важности событиями! 

Сейчас все хорошо знают, что первый промышленный фонтан нефти ударил из скважины, пробуренной на Соснинской площади, 18 августа 1962 года. В этот день страна узнала о Николае Пономареве, которому выпало счастье первым в Александровской геологоразведочной экспедиции получить большую нефть. Скважина давала в сутки 500 тонн! В 1964 году государственная комиссия при Совмине СССР утвердила запасы Советско-Соснинского месторождения. За пятилетку здесь планировалось получить 20-25 млн тонн нефти. 

Сразу после организации конторы бурения в район стала поступать техника, оборудование, материалы. В те годы из недавно обжитых районов Тюменской области до рыбацкого томского села Александровского было сто километров с гаком – по топям, болотам да глухой тайге. Пробивали первую транспортную стежку зимой, иначе было просто не форсировать реки и болота. Начальником первой колонны был Николай Савин, проводником – его молодой тезка Ятченко. Именно ему пришлось большую часть пути идти по сугробам перед бульдозером пешком, рыбацкой пешней пробовать лед на прочность. Сначала на подъеме заглох бульдозер, чуть погодя пришлось бросить и замерший трактор. Остаток пути до Стрежевого форсировали машинами, прорубая дорогу при необходимости топорами. Прибывших на освоение месторождения людей встретила огнями лишь буровая вышка, город еще предстояло построить. Не только тайга вставала на пути первооткрывателей. В том 1966 году весна преподнесла необыкновенный разлив Оби. Трубопроводы, оборудование, стройматериалы – все ушло под воду. От скважины к скважине добраться можно было лишь на лодках, только факелы горели в ночи над водой  как символ мужества и упорства. И тем не менее работа не останавливалась, подготовка к заполнению резервуара нефтью на берегу Оби шла полным ходом. Беда пришла с неожиданной стороны: около резервуара на быстрине всплыл полукилометровый наполненный нефтью с газом участок трубопровода. Все тяжелое, что только можно было схватить на площадке, загрузили на катер, повезли к сепарационной установке. А потом строители, двигаясь по пояс в воде, навешивали грузы на трубопровод, придавливая его к земле. Только к трем часам ночи 8 июня удалось ликвидировать аварийную ситуацию. 

Вода между тем продолжала прибывать, на базе восемнадцатой скважины затопило балки, общежитие, столовую. Не успели эвакуировать людей, как раздался истошный крик: «Дамбу накрыло!» Вода прорвала обваловку и затопила резервуарную площадку. К счастью, резервуар уже метров на пять был наполнен нефтью, и ему подтопление было не страшно. Эта махина весила более пятисот тонн. 

11 июня главный инженер управления Н. Ф. Мержа отправил телеграммы областному начальству с приглашением на митинг, а в речное пароходство – с просьбой подать судно под первую томскую нефть 13 июня 1966 года. 

Сотни нефтяников наблюдали в этот день, как ветеран нефтяной промышленности оператор Павел Маркович Молчанов повернул штурвал задвижки – и по шлангу из резервуара на баржу пошла нефть. И после того как в небо взмыла зеленая ракета, пароход «Александр Матросов», буксирующий баржу, отчалил от лихтера и взял курс на Новосибирск. Вопреки всем суевериям тринадцатое число стало для нас самым счастливым. 

И еще одно событие состоялось в 1966 году: 23 июля был заложен фундамент первого дома будущего города и памятная стела «Отсюда начинался Нефтеград». Так начинался город Стрежевой, с которым связана вся моя сознательная жизнь. Никогда, даже в самом начале пути, не было у нас ощущения, что мы попали в глухомань. Со всех концов страны в Томск, Стрежевой шли письма с просьбой направить на ударную стройку. Многие приезжали безо всяких согласований и приглашений. 

В числе первых прибыла бригада строителей В. Люльчика из Казахстана, звено В. Бердяева из Кургана, вахта буровиков из Урая Н. Бурдыко. Огромную помощь оказал строителям студенческий отряд Евгения Медведева. Ну а поскольку я был одно время секретарем комитета комсомола «города на заре», дела и свершения молодых живут в памяти моей и поныне. Я бесконечно благодарен судьбе за то, что она связала меня с этим богатым краем, с людьми, которые осваивали его богатства. 

Сейчас я работаю начальником службы управления социального развития ОАО «Томскнефть». В семейном альбоме я храню не только милые сердцу фотографии жены, но и фотографии юного города, своих товарищей, неповторимые свидетельства тех замечательных дней. Так хочется, чтобы вместе со мной взглянули на них и мои друзья, вспомнили, как начинался наш трудовой путь, как рождался город.


Источник: ЮКОС

Ключевые слова: Томскнефть, промышленность, нефть, оборудование
Пресса | Просмотров: 3187


Оцените новость 0 из 5 0 3187
рейтинг голосов просмотров
 
 


Понравилась новость? Расскажи друзьям!








Похожие новости:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me