«Газпром трансгаз Томск» совместно с «ВНИИГАЗ» разработали и успешно провели аттестацию трёх новых технологий ремонта дефектов труб, сварных швов и околошовной зоны. Эти технологии уже внедряются в производство. Кроме того, новыми способами ремонта труб уже заинтересовались и в Газпроме.
Своевременный и качественный ремонт дефектов труб и сварных соединений обеспечивает надёжную и безопасную работу магистрального газопровода - это всем известная прописная истина. И за 30 лет работы в Обществе накоплен огромный опыт устранения всевозможных дефектов. Казалось бы, что ещё можно придумать в этом направлении?
Однажды в детстве мы ремонтировали ведро, пробитое у самого дна. Выправив вмятину, мы рассверлили неровные края отверстия, вставили болт с резиновыми шайбами и затянули гайкой с внутренней стороны. С заплаткой ведро прослужило ещё не один месяц. Сравнение, возможно, не совсем удачное, но так образно можно рассказать про первую технологию, предназначенную для заварки сквозных и несквозных дефектов и повреждений, а также небольших отверстий в трубах. Если говорить на строго техническом языке, то ремонт по этой технологии заключается в ступенчатой калиброванной рассверловке, либо зенкеровке дефекта дрелью с последующей установкой, прогревом и послойной заваркой заготовленной вставки. Причём вставка обязательно изготавливается из трубной стали класса прочности основного металла трубы и устанавливается в разделку с помощью кронштейна, электродного стержня диаметром 2,5 мм или специального центрирующего держателя.
- Данная технология - это уникальная разработка, которая ранее не применялась, - не без гордости говорит Василий Козлов, главный сварщик ООО «Газпром трансгаз Томск». - Она предназначена для заварки сквозных отверстий замера остаточного давления газа для устранения критических дефектов основного металла труб, также для заварки механических повреждений, сквозных и несквозных.
Вторая группа технологий предназначена для ремонта сквозных и несквозных дефектов труб, кольцевых и продольных сварных швов вваркой заплат. А также для безогневой вырезки технологических отверстий круглой формы для установки запорных устройств, резиновых шаров. Отверстие выполняется методом корончатого сверления. Третья группа технологий предназначена также для ремонта сваркой наружных дефектов основного металла труб, кольцевых, продольных сварных швов и околошовной зоны методом наплавки. Ремонту подлежат участки местной или общей коррозии, дефекты механического происхождения, риски, задиры, царапины.
- Преимущество данных технологий перед традиционным ремонтом критических дефектов труб очевидна, - поясняет Василий Васильевич. - Если раньше при устранении дефекта приходилось вырезать, грубо говоря, часть трубы и вваривать новую катушку, то сейчас мы можем устранять непосредственно сам дефект на трубе. А это экономия труб, времени ремонтных работ, материальных, технических и человеческих ресурсов.
В результате исследовательских и экспериментальных работ специалистами «Газпром трансгаз Томск» были разработаны не только сами технологии, но и классификация по определению ремонтопригодности дефектов в зависимости от вида, размера, глубины дефекта, диаметра, толщины и марки стали трубы. Толщиномер позволяет быстро определить возможные и наиболее экономичные методы ремонта трубопроводов.
Следует отметить и специалистов предприятия, которые активно участвовали в освоении данных технологий: это Олег Гридин, сварщик Томской ПП, Андрей Шенников, Шамиль Сайдашев и руководитель бригады Виктор Воропай. Также в квалификационных испытаниях активно участвовали сварщики и специалисты Томского и Александровского УАВР. Как принято в Обществе, лица, активно участвующие во внедрении и применении в производственной деятельности новой техники и технологий, будут поощряться.
На сегодняшний день передовые технологии устранения одиночных дефектов труб, сварных швов и околошовной зоны применяются в Томском и Барабинском ЖГУ. В течение года в Обществе будут проведены допускные испытания сварщиков других подразделений «Газпром трансгаз Томск», после чего данные технологии будут применяться по всей трассе. А в перспективе и в других предприятиях Газпрома.