Так считает генеральный директор ООО «Псковнефтепродукт» Юрий Малешин. Довольно смелое утверждение, если учесть, что многие участники топливного рынка живут нынче по принципу: «Лишь бы день простоять, да ночь продержаться».
– Главной задачей в период кризиса, безусловно, является сохранение коллектива, самого предприятия – со всеми его объектами, структурой и объемами бизнеса. Вместе с тем мы должны развиваться, пусть немного, но развиваться. Условия на топливном рынке таковы, что если ты сегодня чего-то не сделал, то это шаг назад, потому что конкуренты не стоят на месте. И нужно не просто поддерживать свою конкурентоспособность, но и искать возможности ее повышения.
Вот в нашей области разворачивает сеть АЗС норвежский «Статойл» – компания солидная, с продвинутым брендом, с высокими стандартами сервиса. Они, в принципе, заинтересованы в сотрудничестве с Сургутнефтегазом, но условия ранжируют в таком порядке: аренда резервуаров, второй вариант – обезличенное хранение топлива, третий – покупка нефтепродуктов только у них. Мы же – с точностью до наоборот: нам выгоднее всего – поставка, это для нас главный вопрос. Объемы они нам назвали, мы им свои конкретные предложения выдвинули. Думают. Со «Статойлом» конкурировать нам будет трудновато, очень важно наладить сотрудничество. Мы уверены, что это пойдет на пользу обеим компаниям, и норвежцы тоже начинают это понимать – они ведь здесь чужаки.
– Как сказался кризис на работе предприятия?
– Потери, в общем-то, приличные – объемы реализации снизились примерно на 24 процента, в основном за счет того, что сократился поток большегрузных автомобилей на трассах. Надо отдавать себе отчет в том, что при глубоком кризисе будут и другие потери – мы рискуем потерять объекты, находящиеся в отдаленных районах, они могут стать попросту невостребованными. И нужно уже сегодня анализировать ситуацию. Если, например, некоторые хозяйства Тверской области территориально ближе к нашим нефтебазам, значит нужно рационально выстроить схему поставки топлива, чтобы сохранить и эти объекты, и наших клиентов. Я считаю перетекание объемов внутри компании вполне допустимым. Во время кризиса крайне важно использовать все возможности выхода в другие регионы.
А уж выход в Белоруссию, Латвию, Эстонию – это, как говорится, сам Бог велел. Сейчас там наш приход будет принят на «ура», выходить туда сегодня легко и недорого. Топливо мы уже там продаем – по электронным топливным картам. Разница в цене складывается в нашу пользу. Да, различные экономические законы срабатывают таким образом, что объемы ввоза часто бывают ограничены, но в кризисное время контроль ослабевает – власти с пониманием относятся к проблемам населения. Однако одного завоза топлива мало, нужно строить там свои объекты. У нас есть такие планы, и мы будем убеждать руководство компании в их реальности.
– Псковнефтепродукт всегда гордился уровнем своего сервиса. Мотель, кафе, магазины, кофейные автоматы – все как на Западе… Насколько все это сегодня востребовано?
– Что-то востребовано, что-то нет, но сервисом нужно заниматься всегда, а в кризисное время тем более. Мы все привыкли к определенному образу жизни, и отвыкать от него никто не собирается. Да, на какие-то товары и услуги мы станем тратить меньше, где-то для увеличения продаж придётся установить вендинговое оборудование, но все равно от этих услуг не откажемся – именно потому, что они для нас привычные. И наша задача – предоставить клиенту этот комплекс товаров и услуг, чтобы он, услышав от нас «нет», не ушел к конкурентам. Вот пьем же мы кофе из автомата по 30 рублей. Это стандарт, к нему привыкли. Мы на этом кофе 2 млн рублей в год зарабатываем.
Да, мотель в Уболенке сегодня невостребован. Но транспортный поток понемногу увеличивается, стоянка возле мотеля начинает заполняться. И мы планируем предложить услуги по охране транспорта и грузов, а водителям – отдых в мотеле, для чего прорабатываем с московской фирмой «Магистраль» вопрос о безналичной оплате проживания. Вот мы предложили водителям, заправившим 300 литров дизтоплива, бонус – 100 руб. на питание, и люди пошли в кафе, есть ведь все равно надо. И отдыхать водителям надо.
Мы планируем также строительство второго мотеля в Опочке на АЗС №12, которая располагается на пересечении крупных трасс. Кто займет эту нишу, тот и останется на плаву. Отбить, переманить клиента можно либо демпингом (но низкие цены людей тоже настораживают), либо более высоким уровнем сервиса, а это дорого. Мотель нужен – комплекс услуг придорожного сервиса необходимо развивать. Когда ты первый, важно не сбавлять темп, не снижать уровень. Стабильность – это главное. Нужно стандартизировать сервис, как это сделал тот же «Статойл». Нам до их уровня пока далеко, но начинать надо, и неважно, что кризис на дворе.
Тот, кто сегодня развивает сервис, занимает ниши на рынке, тот на подъеме экономики станет больше зарабатывать. Главное – не забывать: если ты первый начал развивать какое-то направление сервиса, нельзя снижать уровень.