Год на год не приходится, и каждое лето не похоже на другое, но все они едины в том, что безусловно кончаются, и когда приходят ранние морозы, неизбежно посещает любого сибиряка мысль о преходящести земного бытия. С годами такая мысль становится обыденной, и тогда человек поневоле начинает размышлять о том, что успел сделать в жизни, и насколько удалась сама жизнь.
Виктору Левко нечего стыдиться в своей биографии, добрая половина которой отдана томскому газу. И даже несколько поболее половины, поскольку, готовясь отметить тридцать лет службы в Томсктрансгазе, Виктор Иванович ещё не слишком задумывается о собственном шестидесятилетии:
– Рановато: есть у нас ещё дома дела!
Это он цитирует старую шофёрскую песню. Всё правильно: водитель – его пожизненная профессия.
Когда мечты не сбываются
А ведь в детстве хотел стать речным капитаном, и даже не видел для себя иного пути. Ибо родился и вырос в посёлке Самусь, который был в те годы главной базой всего томского флота. И отец – шкипер. Естественно, что Виктор после восьмилетки отправился поступать в Новосибирское речное училище. Не приняли: не хватало полугода табельного возраста.
Не повезло? Как сказать...
– Судьба, – смеётся Виктор Иванович. – Кабы приняли, так и не узнал бы, что такое газовая отрасль. А я сейчас её ни на что не сменяю. Что ж, тогда, в середине шестидесятых, выучился на шофёра. Отдал два года армии. Перебрался в Томск, устроился в таксопарк. Колесил по городу, который с той поры изучил до последнего закоулочка. А потом вышел случай...
В самом начале
Диспетчер такси передал заказ: гостиница «Томск», номер такой-то, дирекция строящихся газопроводов...
Да, томская газотранспортная система начиналась именно с гостиничного номера, двухкомнатного полулюкса, который по теперешним требованиям и на двухзвёздный не потянул бы. Тут размещались директор Василий Клименко, его заместитель Абрам Хазанов и главный инженер Вячеслав Махонин. Собственного транспорта дирекция не имела, по любым служебным надобностям приходилось вызывать таксомотор. Молодой водитель приглянулся своею толковой расторопностью, и однажды Махонин предложил:
– Слушай, Витя, мы вот получаем «уазик», не пошёл бы на него?
Да-да, именно с того «уазика» и начался нынешний УАиСТ (управление автомобильного и специального транспорта), объединяющий чуть ли не тысячу единиц самой разнообразной техники. А Виктор Левко стал первым шофёром будущего Томсктрансгаза. Он согласился, почти не раздумывая. Заработки были обещаны не крупнее, чем у таксиста, но поманило новое дело, неожиданные горизонты.
На все руки
Горизонты оказались и необъятны, и непредсказуемы. Сооружение магистрали разворачивалось на всём её протяжении, одновременно несколькими мощными строительными потоками. Представителям заказчика нужно было мотаться по всей трассе, от Нижневартовска до Новокузнецка. Ритм был хоть и нервный, но не суматошный, работа – умная. Чего-чего, а скучать не приходилось.
– ...Но тогдашние дороги! – вспоминает Виктор Иванович. – Кто не ездил по ним, тот и представить не сможет. От границы Томской области до Юрги – даже не просёлок, а просто месиво грязи, прорезанной глубокими колеями. На север – только зимники...
В общем, говоря словами той же песни, сквозь пургу, огонь и чёрный дым...
Землеройные работы, сварочные, изоляционные, укладку трубы в траншею, гидроиспытания, – всё это и многое другое пришлось видеть Виктору Левко. И не только видеть. Специалистов на первых порах не хватало, и ему, как персональному водителю главного инженера, довелось непосредственно принимать участие во многих проверках и собственными руками делать работы, не предусмотренные никаким служебным регламентом. А в 1980 году, когда шла пусконаладка первой в Томсктрансгазе компрессорной станции Парабель, Виктор безвылазно проработал здесь полгода.
С особой теплотой
Как большой личный праздник, вспоминает он подачу газа предприятиям Кемеровской области:
– Подумать только: уже через три года после начала стройки, в 1979-м, Кузбасс получил по нашей трубе три с половиной миллиарда кубометров!
С тех давних пор он считает себя причастным ко всем производственным достижениям Томсктрансгаза. Что ж, имеет право. Сегодня он – последний из самых первых, пришедших в нашу фирму без малого тридцать лет назад. Он единственный продолжает трудиться в корпорации.
С особой теплотой говорит про Вячеслава Александровича Махонина, первого главного инженера дирекции строящихся газопроводов, а затем – первого начальника Юргинского линейно-производственного управления:
– Этот человек буквально горел на работе! И – сгорел. Он страдал страшным заболеванием – лейкозом. Но не мог жить без своего дела, и как только в ходе болезни намечалось улучшение, рвался на трассу. Умер в тридцать шесть. Люба, его жена, проработала в Юргинском ЛПУ до самой пенсии...
Сейчас он водит служебный автобус, общается со множеством людей из самых разных служб Томсктрансгаза, и очень неравнодушен ко всему происходящему.
...И личная жизнь
Виктор Иванович Левко награждён медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». У него прекрасная семья: жена, Людмила Степановна, сыновья Алексей и Александр, две очаровательных внучки. Увлекается не самым массовым, но очень благородным и красивым видом спорта – парашютным; имеет 68 прыжков. Другие увлечения: утиная охота и уженье рыбы. Вообще любит природу.
Чего б он хотел пожелать коллегам-газовикам в преддверии профессионального праздника? Я спросил его об этом, и он ответил так:
– Нынешнее обилие красной рябины и ранняя завязь икры у чебаков предвещают суровую зиму. Так вот, я желаю людям тепла, и прежде всего – душевного. Когда это качество есть, любые напасти преодолимы...
Источник: Газовый вектор №32 2006 г.