Зима. Бескрайняя снежная тундра. Между газовыми промыслами протянулась колонна грузовых автомобилей. Издалека видно, что каждый из них движется по одной траектории, повторяя каждый поворот впереди идущего, но только посвященный знает, что это не случайно. Путь грузовых автомобилей строго очерчен, их дорога — зимник — одна из главных забот Управления материально–технического снабжения с начала ноября по середину мая.
Что такое зимник?
Говоря сухим языком Закона №72 ОкЗ от 07.11.05г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе», зимняя автомобильная дорога — это автомобильная дорога с устройством ледовых переправ или без них, с устройством земляного полотна или без него, используемая для проезда в период отрицательных температур. Данный Закон определяет правовые и экономические основы государственной политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности на территории Таймырского (Долгано–Ненецкого) автономного округа, особое место в нем занимает нормативное регулирование зимних автомобильных дорог.
Для многих регионов России, в том числе, и в особенности для Заполярья, зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Это связано с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является непреодолимым препятствием, как для колесной техники, так и для вездеходов. А ещё, существуют экологические ограничения на передвижение тяжелой техники по ранимому тундровому покрову, ведь скудная растительность на его поверхности — единственный источник пищи для местной травоядной фауны. Для «Норильскгазпрома» зимник — основная транспортная артерия между промыслами добычи газа. Только по зимней автодороге можно перевозить многие виды грузов, не говоря уже о том, что такой вид наземных перевозок значительно дешевле, чем использование авиационного транспорта. Другими словами, без зимника в наших широтах никак!
Трудоемкий процесс
«Строительство зимних автомобильных дорог и ледовых переправ выполняется на основании проектной документации, разработанной специальными лицензированными организациями. Земельный участок для размещения зимней автомобильной дороги предоставляется в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации на основании акта выбора прохождения трассы автозимника, согласованного с администрациями Таймырского и Ямало-Ненецкого автономных округов» — вышеуказанный закон.
Во избежание возможных претензий со стороны государственных органов в 2006 году в «Норильскгазпроме» было принято решение о проведении закрытого конкурса для выбора проектировщика по объекту «Автозимник (Тухард – Мессояха – Южно-Соленинское – Северо-Соленинское – Пелятка – р. Варнгэяха)». До этого зимник эксплуатировался без проекта. Учитывая анализ ценовых предложений проектных институтов, а также опыт работы на объектах ОАО «Норильскгазпром» заседанием конкурсной комиссии в качестве проектировщика автозимника был выбран ЗАО «Ленгипроречтранс». В течение года специалисты этой подрядной организации работали над проектом. Было проведено четыре этапа проектно-изыскательских работ: от рекогносцировочного обследования трассы автозимника, до экспертизы готового проекта. Результатом работы стал комплексный проект зимней автодороги ОАО «Норильскгазпром», которым Общество пользуется до сих пор.
Непосредственно строительство автозимника всегда выполнялось собственными силами «Норильскгазпрома».
Технология строительства зимних автодорог заключается в следующем: с наступлением холодов по мере промерзания тундрового покрова и наличия снега, выбирается кратчайший маршрут до места назначения и начинается пробивка (накатка) и вешкование (обозначение условными знаками ориентиров направления маршрута). После чего тяжелая гусеничная техника транспортирует снегоуплотняющее устройство (в народе «волокуша»), а так же осуществляет пересыпку оврагов и планировку снега в местах, где это необходимо.
При строительстве и дальнейшем обустройстве зимней автодороги, как правило, задействуется бульдозер и 2-3 единицы тракторной техники для транспортировки «волокуши» и заправочной емкости ГСМ. В процессе эксплуатации зимника регулярно ведутся работы по его содержанию, что позволяет обеспечивать движение транспорта и специальной техники на проложенных маршрутах в период его срока действия. Начало и окончание действия зимних дорог напрямую зависит от метеоусловий и обычно начинается в декабре и заканчивается в середине мая. С учетом многолетней наработки маршруты зимних автодорог прокладываются от п. Тухард до п. Пелятка в два направления:
- первое направление (длинный маршрут) от п. Тухард через п. Мессояха, п. Южно-Соленое, п. Северо-Соленое и до п. Пелятка, расстояние составляет около — 210 км.;
- второе направление (короткий маршрут) от п. Тухард до п. Пелятка, расстояние составляет около140 км. (см. схему). Общая протяженность зимних автодорог от п. Тухард в трассовые поселки составляет — 350 км.
Техника, передвигающаяся по зимникам
Далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям. Он не должен быть слишком легким, но и ограничения по весу и размеру тоже существуют. В частности, допустимые нагрузки и габариты транспортных средств на ледовых переправах определяются в соответствии с технической документацией на строительство ледовых переправ. В основном по зимнику передвигаются полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. В распоряжении Управления УМТС «Норильскгазпрома» 27 единиц техники для работы на зимниках. Это и самосвалы, и тягачи, и бульдозеры, и даже транспорт экологический (ТРЭКОЛ-39041 Д).
Для чего нужна зимняя автодорога?
Основное функциональное назначение зимника заключается в обеспечении сезонного транспортного сообщения между трассовыми поселками «Норильскгазпрома». Благодаря наличию зимних автодорог специалисты УМТС организуют межпромысловые грузоперевозки для бесперебойного обеспечения структурных подразделений
ОАО «Норильскгазпром» и ОАО «Таймыргаз» товарно–материальными ценностями, технологическим оборудованием и материалами. По зимнику перевозят ГСМ, сыпучие материалы, а также крупногабаритные грузы, предназначенные для объектов строительства. По данным УМТС, за весь период действия зимней автодороги 2011-2012 гг в промысловые поселки планируется доставить 10,750 тыс. тонн различных грузов, в том числе из них: для ОАО «Норильскгазпром» (всего 4,520 тыс. тонн):
- 2,650 тыс. тонн (трубная продукция, ж/б плита, лес, технологические грузы;
- 0,280 тыс. тонн (продукты);
- 1,590 тыс. тонн (дизельное топливо)
для ОАО «Таймыргаз» (всего 5,68 тыс. тонн) из них:
- 4,700 тыс. тонн (ж/б плита, технологические груза);
- 0,980 тыс. тонн (дизельное топливо)
для ООО «Интегра-Бурение» всего — 0,55 тыс. тонн (сыпучие материалы, трубная продукция).
А вывозим что?
При проведении ежегодных технических рекультиваций земель промысловых поселков регулярно организуется сбор и складирование натурального природного камня на специально отведенных местах, и полученные при этом временные площадки имеют внушительный объем. В зимний сезон его подготавливают, укладывают, погружают и отправляют по зимнику транспортными средствами УТТиСТ и УМТС в поселок Тухард. В настоящее время на газовых промыслах Общества проводится большая работа по уборке территорий и его вывозу.
Сбор металлолома на территориях промыслов производится в основном в летний период, когда металлолом хорошо виден и не вмерз в землю. Вывозят собранный металлолом с территорий промыслов в зимний период после открытия автозимника в поселок Тухард. А во время летней навигации оттуда транспортом Енисейского речного пароходства лом вывозится в город Красноярск, где его впоследствии складируют и реализуют лицензированным предприятиям специалисты Красноярского представительства Общества. Работы по сбору и вывозу металлолома проводились и ранее, но наиболее масштабная работа началась с 2009 года. Уже летом 2009-го была организована повсеместная зачистка территорий силами работников подразделений вокруг вахтовых поселков промыслов и скважин от накопившегося металлолома, образовавшегося за десятилетия деятельности предприятия. Если в предыдущие годы (2005-2008) с территорий газовых промыслов по данным Газопромыслового управления вывозилось порядка 102-390 тонн в год, то по автозимнику 2009-2010 гг. уже было вывезено 1959 тонн, по автозимнику 2010-2011гг. — 1354 тонн (вывезти больше помешала неожиданно наступившая ранняя весна). За 5 месяцев зимника 2011-2012 гг. уже вывезено 972 тонны металлолома. Что за металлолом и откуда он берется на газовых промыслах? Это, прежде всего, такие виды отходов, как:
- лом черных металлов несортированный (образуется при проведении ремонтов и замене труб газо- и продуктопроводов, труб тепловодоснабжения и водоотведения (канализации), списания техники и оборудования);
- стружка черных металлов (образуется в результате обработки деталей);
- лом оцинкованной стали несортированный (образуется при проведении ремонтов и замене систем тепловодоснабжения, газо- и продуктопроводов);
- тормозные колодки отработанные (образуются при ремонте автотранспорта)
Все эти отходы являются вторичным сырьем и по Законодательству РФ должны передаваться лицензированным предприятиям на переработку. Таким образом, вывозить металлолом с территорий промыслов необходимо для соблюдения природоохранного законодательства в области охраны почв от загрязнения и в области обращения
с отходами. Кроме того, для предприятия эта работа еще и приносит выгоду. Вывезенный в Красноярск металлолом в течение 2010 г. реализовали перерабатывающим предприятиям по цене от 5900 до 6500 руб. за тонну.
Кроме вывоза металлолома на предприятии в настоящее время существует проблема вывоза отработанных нефтепродуктов (в основном, отработанных масел). В 2007 году с площадки хранения отработанных масел из
Тухарда была вывезена и передана лицензированному предприятию для переработки крупная партия отработанных нефтепродуктов (ОНП). Тогда, после освобождения территории площадки хранения, с газовых промыслов снова начали вывозить отработанные нефтепродукты в Тухард. В 2011 г. был заключен договор на передачу ОНП ЗАО «Таймырская топливная компания», и в летнюю навигацию отработанные масла были вывезены в город Дудинкав количестве 93,4 т.
Зимник необходим для работы «Норильскгазпрома». И если в людях, работающих на зимней трассе, сомневаться не приходится, то погода может преподнести различные сюрпризы, осложняющие доставку грузов между промыслами. Не смотря на то, что все мы весной ждем тепла и солнца, там, где проходит зимник, пусть как можно дольше будет холодно и снежно.
Источник: «Факел Таймыра» Корпоративный журнал ОАО «Норильскгазпром».