Высокие экологические риски как «двигатель» проекта Согласно «Норм технической оснащенности нефтебаз», нефтебаза, производящая отгрузку водным транспортом, должна быть оборудована средствами локализации и ликвидации аварийных загрязнений водоемов.
До реализации проекта для предотвращения выхода возможного аварийного разлива нефтепродуктов из Увекской бухты, где расположены причалы Увекской нефтебазы, устанавливались заградительные боны постоянной плавучести. Для локализации разлива вокруг танкера использовались легкие боны «БЗ-10/600» и «Барьер-50», а на выходе из бухты устанавливались тяжелые боновые заграждения «БНЛ-800» длиной 300 м.
Установка тяжелых бонов выполнялась с участием специалистов компании "Такелаж" (http://www.takelag.com) - предоставляющей полный комплекс услуг по такелажным работам. Судно прибывало в Увекскую бухту после вызова диспетчера, минимальное расчетное время от вызова до установки боновых заграждений – 40 минут. При неблагоприятных погодных условиях и в темное время суток время установки тяжелых бонов составляет более часа, тогда как при попутном ветре время выхода локального разлива из Увекской бухты может быть менее 30 минут. Таким образом, существовал риск выхода разлившегося нефтепродукта из акватории причалов нефтебазы в русло реки Волга.
Еще одной предпосылкой реализации проекта стало ужесточение экологических требований к использованию водных объектов. С целью минимизации рисков было предложено установить в горловине Увекской бухты на выходе из акватории причалов нефтебазы систему дистанционно-управляемых всплывающих бонов.
В поисках подрядчика
Идея установки всплывающих бонов в узкой горловине Увекской бухты нашла поддержку руководства Компании. Проект предусматривал реализацию ряда сложных технических решений, в том числе:
возможность работы боновых заграждений от штатного и аварийного источника газонаполнения;
возможность всплытия и погружения бонов в аварийном режиме (в случае отсутствия электропитания) в установленное время;
возможность входа в акваторию причалов судна-нефтемусоросборщика и пожарного судна при рабочем положении боновых заграждений с сохранением минимального риска выхода пятна загрязнения.
Основными критериями выбора подрядчика для реализации проекта по устройству системы всплывающих бонов в акватории причалов Увекской нефтебазы стали наличие лицензии на проектирование систем локализации разливов нефти и нефтепродуктов на водную поверхность, а также наличие штата дипломированных специалистов, имеющих практический опыт проектирования таких систем.
В итоге, тендер на проведение работ выиграло ООО «ЛАРН Технологии» (г. Санкт-Петербург), которое является разработчиком и производителем предлагаемого типа всплывающих бонов и может выполнить весь комплекс работ по техническому заданию.
В частности, в рамках договора разработана проектная документация и, в соответствии с требованиями Российского законодательства, проведены необходимые экспертизы и согласования, при этом получены положительные экспертные заключения.
Абсолютная защита
ТНК-ВР инвестировала в проект устройства системы боновых заграждений около 6 млн рублей. В его основе лежит идея оперативного управления процессами всплытия-погружения бонов даже в самых неблагоприятных ситуациях, обеспечивая тем самым заявленную экологическую безопасность работы Увекской нефтебазы.
Находясь на дне, боны не изнашиваются, что существенно продлевает срок их службы по сравнению с другими типами боновых заграждений, и не препятствуют судоходству. Они имеют значительный запас прочности и могут выдерживать большое количество циклов «всплытие – погружение». Кроме того, их установка не зависит от погодных условий и времени суток.
Управление системой всплывающих бонов осуществляется дистанционно с поста управления (ПУ), расположенного в непосредственной близости от причала нефтебазы. Для работы системы требуется один оператор. В помещении ПУ расположены главная и резервная газонаполнительные станции для обеспечения работоспособности системы в штатном режиме и при отсутствии электроэнергии. Главная станция состоит из реверсивной воздухонагнетательной установки производства итальянской фирмы Robuschi, вакуумного насоса для погружения бонов и панели переключения воздушных потоков.
Причалы нефтебазы расположены в акватории Увекской бухты Волгоградского водохранилища. Бухта площадью 0,64 км2 образована искусственной ограждающей дамбой и берегом Волгоградского водохранилища.
Выход из бухты на судовой ход реки Волга проходит через горловину шириной около 200 м, глубина по фарватеру составляет 8,0 – 8,6 м.
В настоящее время на причале №3 производится отгрузка мазута, причал №1 подготовлен для отгрузки нефтепродукта, причал №2 используется для отстоя судов после погрузки.