Исследование «Лучшие работодатели для молодых специалистов» провели журнал «Карьера» и компания Graduate. Исследование проходило в два этапа: первый — опрос студентов и молодых специалистов, анализ заполненных ими анкет; второй — опрос компаний-работодателей. В исследовании приняли участие 400 выпускников и студентов ведущих вузов России. Двадцатку самых желанных и популярных составляют наиболее крупные отечественные и западные компании, работающие в России: ТНК-ВР, Альфа-банк, PricewaterhouseCoopers, ЛУКОЙЛ, Mars, Procter & Gamble и McKinsey. Делая выбор, молодые специалисты ориентируются на узнаваемость компании (Mars, BAT, ТНК-ВР, Газпром), ее активность на рынке молодых специалистов (PricewaterhouseCoopers, Unilever), устойчивость ее положения внутри страны (ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР). В число наиболее желанных в этом году не попали ЮКОС и ВымпелКом.
Между тем, выявлен гигантский разрыв между рейтингом, составленным на основе анкетирования молодых специалистов, и рейтингом, составленным на основе анализа информации, предоставленной компаниями. Только четыре компании (Mars, ЛУКОЙЛ, Shell и L’Oreal) практически не изменили свои позиции.
Что же является причиной? Во-первых, несоответствие имиджевой составляющей реальным условиям труда и возможностям роста выпускников. Во-вторых, далеко не все компании придерживаются политики активного информирования и привлечения молодежи. Помимо McKinsey достаточно показателен пример пятерки лидеров, в которой представлены компании ТЭК (ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ), FMCG (ВАТ, Procter & Gamble) и IT (Microsoft). Наибольшая разность в рейтингах наблюдается у ТНК-ВР и Microsoft, которые в принципе не нуждаются в рекламе, специалисты соответствующего профиля сами находят «ходы» в эти организации.
Победитель рейтинга — ТНК-ВР занимает верхние места сразу в нескольких номинациях: «Развитие и профессиональный рост», «Компенсации и гарантии», «Условия работы».
О позициях своей компании в рейтинге лучших работодателей для молодых специалистов и особенностях кадровой политики высказалась Марина Пахомкина, директор департамента корпоративного обучения ТНК-BP: «Сейчас мы формируем новую концепцию взаимодействия с вузами. Существует несколько проектов сотрудничества, широкомасштабные информационные предприятия для студентов начнутся в 2006 году. ТНК-ВР уделяет большое внимание развитию персонала. Например, в этом году разработана и частично действует программа для молодых специалистов «Три горизонта», которая нацелена на быстрое и эффективное развитие профессиональных, личностных и деловых навыков. Кроме того, ТНК-BP предоставляет большие возможности для международного профессионального общения, обмена опытом. На наш взгляд, позитивная информация о компании исходит от наших молодых специалистов — выпускников вузов».