Ключевой тренд последнего десятилетия на рынке смазочных материалов России – увеличение доли современных масел за счет сокращения гостовских масел. Этому способствуют два важнейших фактора: техническое перевооружение российских промышленных предприятий и обновление автопарка в стране.
Если говорить о ТНК СМ, то Компания идет вслед за требованиями рынка. В ее ассортименте можно видеть все больше и больше высокоэффективных масел, в том числе специализированных для крупного промышленного оборудования – энергетических турбин, трансформаторных подстанций, промышленных компрессоров, гидросистем, мощных электрогенераторов с газо-поршневым приводом, корпусных подшипников прокатных станов (https://rospromsnab.com/4-korpusnye) от поставщика подшипников и комплектующих - компании РосПромСнаб. Компания ведет активную работу по получению одобрений производителей на свои масла, на многие из них одобрения уже есть.
Кризис 2009 года серьезно ударил по рынку смазочных материалов, в первую очередь, сократились объемы потребления масел. Однако по итогам 2010 года в России зафиксирован рост практически всех макроэкономических показателей. Рост ВВП составил почти 4%. Внешнеторговый оборот вырос на 40%, объем инвестиций в основной капитал – на 6%. Благодаря оживлению инвестиционной активности субъектов российского бизнеса был зафиксирован рост промышленного производства более чем на 8%. Важно отметить, что наиболее быстрыми темпами идет восстановление производственных отраслей – крупнейших потребителей смазочных материалов, включая металлургию (+14%) и машиностроение (+12%). Возросли объемы транспортных перевозок на 7%.
Следовать требованиям рынка
В 2010 году наиболее активными темпами в экономике России восстанавливалось после спада в кризисном 2009 году автомобилестроение. А эта отрасль – важнейший потребитель смазочных материалов. Производство автомобилей в 2010 году выросло почти в 2 раза. Также растут и продажи автомобилей, причем во всех сегментах – легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов. Рост продаж новой автомобильной техники в 2010 году составил 33%. По прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, в 2011 году продажи вырастут на 17% – до 2,24 млн. машин.
За последние семь лет на территории страны были открыты автосборочные предприятия основных ведущих зарубежных производителей. Эти предприятия сегодня производят каждую вторую легковую машину, собираемую в стране. В связи с активной экспансией зарубежных автопроизводителей на рынок России, структура автопарка претерпевает серьезные изменения. Во-первых, он «молодеет», а во-вторых, в нем увеличивается доля автомобилей импортного производства. Сегодня более 35% легкового автопарка – это импортные автомобили.
Позитивные изменения в российской экономике естественным образом положительно отразились на российской отрасли смазочных материалов. Сегодня по-прежнему одна из основных черт российского рынка смазочных материалов – сильная поляризация.
Два кластера рынка
Рынок состоит фактически из двух кластеров. Первый - традиционные масла, производящиеся по государственным стандартам еще с советских времен, эти масла довольно дешевы и имеют невысокие функциональные свойства. Справедливости ради, надо заметить, что их уровень достаточен, если эффективность работы техники и оборудования не является важнейшей задачей. Второй быстро растущий сегмент – современные высокоэффективные масла, заметно более дорогие. В физическом выражении первый кластер больше и в нем доминируют российские компании. В денежном же выражении больше кластер современных масел с высокими функциональными свойствами. Здесь доминируют иностранные бренды. На сегодняшний день импорт составляет около 300 тыс. тонн масел, что составляет около 22% рынка. Ежегодно этот объем увеличивается.
Недавний кризис укрепил в сознании потребителей мысль о том, что применение современных масел дает большую отдачу и новой, и более старой техники.
Все больше и больше эксплуатантов понимают выгоду от применения, даже в устаревшей технике, более эффективных масел с большим содержанием присадок, более широкими диапазонами рабочих температур и нагрузок. Это дает заметную экономию. Снижаются простои техники для регулярного сервиса, снижается количество поломок, а во многих случаях явно и существенно растет производительность.
Организация работы ТНК СМ также может служить образцом для многих компаний. Четкая корпоративная структура, налаженные бизнес-процессы позволяют Компании, при сравнительно небольшой численности персонала, эффективно обслуживать большой сегмент российского рынка смазочных материалов.