Руководство вас заметило, оценило профессиональные качества – и вы теперь начальник. Достаточно ли профессиональных знаний, чтобы правильно и эффективно организовать работу вверенного вам коллектива? Как показывает практика, кроме профессиональной компетенции необходимы и управленческие навыки. На встрече за «круглым столом» своим мнением на этот счет поделились начальник управления информационных технологий ОАО «Сургутнефтегаз» Ринат ГИМРАНОВ, заместитель начальника управления информационных технологий ОАО «Сургутнефтегаз» Лариса ЛАПТУН, заместитель начальника отдела информационных технологий управления капитального строительства производственных объектов ОАО «Сургутнефтегаз» Вадим АГИЕВИЧ, начальник отдела проектирования производственно-экономических задач комплекса проектирования систем управления ресурсами предприятия ПУ «СургутАСУнефть» Татьяна САХАРОВА, инженер-программист отдела проектирования и разработок комплекса автоматизации производственных процессов ПУ «СургутАСУнефть» Артемий КЛЮСОВ.
Р.ГИМРАНОВ: – В мае этого года на базе управления информационных технологий создан центр корпоративной архитектуры ОАО «Сургутнефтегаз». Хотелось бы подчеркнуть, для чего это сделано. Развитие информационных систем в нашем акционерном обществе достигло определенной отметки. И, для того чтобы соответствовать текущим запросам бизнеса, данного уровня знаний наших руководителей недостаточно. Необходимо создание в системе принципиально новых возможностей. Поэтому мы разработали новые архитектурно-информационные системы. Есть четкая цепочка: бизнес-процессы – композитное приложение – модель – их реализация в информационной системе. Эта новая архитектура позволяет кардинально снизить трудовые затраты на создание бизнес-систем за счет тиражирования бизнес-решений, что, в свою очередь, позволит без колоссальных трудовых затрат дать пользователю надежный, удобный «инструмент», иметь достоверные уникальные данные.
Для специалистов вновь созданного центра запланировали тематические обучения. Первое обучение проходило в рамках расширения профессиональных компетенций – семинар на английском языке по разработке методологии архитектуры информационных систем. Семинар проводил Стив Кирби, который входит в международный совет и участвует в формировании идеологии корпоративной архитектуры информационных систем.
А.КЛЮСОВ: – Работу в рамках нашего центра корпоративной архитектуры можно сравнить с застройкой города. Если город строят без плана и без потребностей жителей, то появляются невзаимосвязанные, некомфортные для жизни районы. Когда появляется центр, который ориентирован на стратегические потребности граждан – будущих жителей, то в этом случае строится благоустроенный город. Так и наш центр корпоративной архитектуры разрабатывает стандартные решения для построения единой информационной системы ОАО «Сургутнефтегаз», развитие которой определяется потребностями его управлений и служб.
В.АГИЕВИЧ: – Архитектура информационной системы должна строиться исходя из потребностей бизнеса, поэтому нам необходимо научиться продуктивно общаться со специалистами и руководителями разных уровней – так, чтобы они понимали нас, а мы – их, получать информацию без лишних затрат времени, заражать людей своими идеями. К сожалению, этому не учат в школах и вузах. Вот и получается, что зачастую IT-специалист остается непонятым представителями бизнеса.
Л.ЛАПТУН: – А для получения управленческих навыков специалистов центра и проектно-методических групп провели ряд тренингов. Первый – по коммуникационным навыкам, где наши специалисты научились взаимодействовать между собой, определять психотипы личностей и взаимодействовать с ними. Второй – по публичным выступлениям, это умение правильно структурировать свои мысли, готовить презентации и отвечать на каверзные вопросы. Плюс научились манере поведения при выступлении, умению удерживать внимание аудитории. Третий тренинг – это навыки эффективного руководства.
Т.САХАРОВА: – Продуктивная коммуникация предполагает возможность услышать собеседника и самому быть услышанным. Это не такой легкий процесс, как может показаться на первый взгляд. Тренер ставил перед нашей группой интересные и конкретные задания, после выполнения которых можно было посмотреть и проанализировать, как лучше строить общение. Основное правило – не отвлекаться на другие мысли, а максимально оставаться в течение всей беседы «здесь и сейчас».
В.АГИЕВИЧ: – В обучении очень помогало, что наши выступления снимали на видеокамеру. Вместе просматривали – вот здесь, допустим, что-то сделали не так, останавливаем пленку и анализируем. Это уникальная возможность посмотреть на себя со стороны и услышать мнение специалиста о том, что именно можно было бы улучшить.
Т.САХАРОВА: – На тренингах нам представилась возможность понять, как надо выстраивать отношения с разными психотипами людей. Думаю, раньше мало кто из нас анализировал, какой перед ним собеседник, какие ему лучше задавать вопросы, делать ли комплименты. После тренинга подход к людям стал более конструктивным. Например, было такое интересное задание: приехала богатая тетушка из Бразилии. Задача заключалась в том, чтобы убедить ее вложить свои сбережения в наш бизнес. А для этого сначала нужно понять, что она за человек – чтобы разговаривать с ней на одном языке, узнать о ее потребностях, чтобы суметь дать ей то, чего она хочет.
Л.ЛАПТУН: – Ситуация усложнялась тем, что все играли свои роли как профессиональные актеры, да еще с особым усердием. После анализа всего процесса стало понятно, что мы получили положительный результат. По сути, тренинги настроены на то, чтобы суметь услышать собеседника и побудить его к общению, достигнуть взаимной выгоды, результата «выиграл – выиграл».
А.КЛЮСОВ: – Раньше я в любом своем выступлении старался представить много информации. Теперь уверен – чтобы правильно донести свои мысли, информацию необходимо готовить в зависимости от интересов аудитории.
Р.ГИМРАНОВ: – В этом и задача тренингов: чтобы архитекторы, заняв новую руководящую должность, получили навыки коммуникации.
Т.САХАРОВА: – Простой пример – подготовка к совещанию. Сегодня ясно представляешь, кто будет слушать твое выступление. Если это человек, который привык к математическим выкладкам, то к нему лучше идти с конкретными цифрами.
В.АГИЕВИЧ: – Образно выражаясь, несмотря на то что ты любишь клубнику со сливками, собираясь на рыбалку, припаси червя.
Р.ГИМРАНОВ: – Еще один тренинг – навыки эффективного руководства. На личном опыте я убедился, что не существует конкретного стиля руководства – он может меняться в зависимости от ситуации.
Т.САХАРОВА: – Эффективное руководство – это индивидуальный подход, умение увидеть потенциал человека и поставить перед ним выполнимые задачи. Надо уметь не просто договориться с подчиненным, а выстроить модель поведения – от демократичной до директивной.
Л.ЛАПТУН: – Нас научили, как правильно стимулировать и мотивировать работников.
Т.САХАРОВА: – Но материальная мотивация дает результат до определенного момента. Например, лишение премии в первый раз – это шок. А когда это происходит постоянно – воспринимаешь как норму жизни. Гораздо эффективнее в этом плане общественное порицание.
Л.ЛАПТУН: – А все потому, что человеку неинтересно работать. Если ему поручить другой участок, другое направление, то, возможно, новую задачу он будет выполнять с удовольствием.
А.КЛЮСОВ: – Следует отметить, что есть несколько уровней руководства, начиная от рабочих групп, отделов, комплексов и топ-менеджеров. Даже занимая самый низкий уровень руководства, необходимо задумываться об овладении управленческими навыками, что является неотъемлемой частью эффективного управления предприятием в целом.
Слово «архитектура» в изначальном своем смысле используется в градостроении. Будучи достаточно сложной структурой, современный город состоит из районов, площадей, улиц, домов, расположенных определенным образом. Именно на существовании такой адресной системы построена работа почты. Используя аналогию с градостроительством, естественно понимать под термином «корпоративная архитектура информационных технологий» ту совокупность характеристик, которая необходима пользователю. Это, прежде всего, основные процессы, взаимосвязь технологий, техническое обеспечение.
В «Толковом словаре по вычислительным системам» мы прочтем, что «Архитектура – это наиболее общие принципы построения информационной системы, реализующие программное управление работой и взаимодействием основных ее функциональных узлов».