Куйбышевский завод вырос в Поволжье в самое трудное для России время – в военное лихолетье. До мельчайших деталей хранит память ветеранов моменты, которые были одинаково значимы и весомы для огромной страны и для пацана, только начинающего на заводской новостройке свой жизненный путь. Александр Павлович Баусов, бывший старший оператор установки ККУ-1, первой из технологических установок, на которой был получен первый куйбышевский бензин, апрель 1945 года не забудет никогда.
– Вот такой же весенней порой я пришел после окончания горьковского ремесленного училища на завод. Монтажные работы на установке были в самом разгаре. Ускоренными темпами шло строительство и других заводских объектов. Помню, что пуск установки прямой гонки нефти был очень тяжелым, продолжался он больше недели. И все это время на установках круглосуточно дежурили пожарные, работники горно-спасательной службы, по углам территории стояли часовые. Признаюсь сейчас честно, мальчишке в этом строительном заводском муравейнике растеряться было очень даже просто. Мне даже показалось, что люди на вахте были плохо подготовлены к предстоящей работе, многие не знали, что надо делать. А скорее всего, у них не было подобного опыта, не приходилось волжанам запускать такие установки. Но мы ничего не боялись, мы были молоды, и все нам было по плечу.
Современным молодым людям не представить даже, в каких условиях работали «пускачи». Рабочий день длился по двенадцать часов, обычным делом была большая загазованность, розливы из-за пропусков во флянцевые соединения. Нам постоянно приходилось убирать нефтепродукты с территории, перемазаны были по уши. А так как душевых на заводе не было, спецодежду тоже не выдавали, то домой мы приходили не только уставшие, но и грязные до невероятности. Порой сил не было отмыться...
И вот наступило 8 сентября, день, в который мы должны были выдать первый бензин. Погода стояла чудесная, светило солнце, было еще по-летнему тепло. Но, к сожалению, я должен был идти в ночную смену. Первый бензин получила бригада нашего товарища – старшего оператора Салтанова, так уж выпало по рабочему графику. Но очень скоро все мы знали, как это происходило, до мельчайших подробностей. В конце концов, к этой первой струйке бензина мы имели самое непосредственное отношение. Мы все трудились, чтобы она не иссякла и становилась все мощнее.
Прошли годы, завод возмужал, разросся. Изменились и люди, бывшие первопроходцами Куйбышевского НПЗ. Свою трудовую карьеру я закончил начальником технологической установки 22/4. К этому времени моя первая установка ККУ-1 уже выполнила свою задачу и была срезана на металлолом. Честное слово, мы, ветераны, прощались с нею как с родной. Люди оказались прочнее металла.