Участником события исторической важности довелось стать бывшему старшему оператору товарного цеха №10 Новокуйбышевского НПЗ Петру Петровичу Матросову. Вот что он рассказывает:
– Был прекрасный солнечный день. Накануне я не спал почти всю ночь. Волновался. Моей бригаде 5 ноября 1951 года доверили отгрузить первую цистерну с бензином. Отгрузку планировали на первую половину дня, но начальник цеха Г. С. Воробьев почему-то медлил, видимо, ожидал команды свыше. Я еще и еще раз проверял: все ли готово к наливу продукта. А в мыслях, словно в немом кино, крутились события последних месяцев...
Ровно год назад, на второй день после возвращения с фронта (воевал в Японии), я устраивался на работу на строящийся завод. Немного смущало то, что пришлось ехать в потертой шинели. Успокоился, когда увидел в заводоуправлении длинную очередь в отдел кадров: почти все мужики были в гимнастерках или шинелях. Не успел как следует познакомиться с коллегами, как нас отправили на стажировку на Орский НПЗ. За три месяца стажировки стали настоящими друзьями. Да и как иначе, если приходилось делить хлеб и раскладушку с товарищем. Была в нашей группе Даша Кузьмина. В Орск она приехала с маленьким ребенком. Мы все не прочь были потискать розовощекого Сережку. Он тянул свои ручонки ко всем, но все же ко мне шел более охотно. И когда Даша решила окрестить малыша и пригласила меня в крестные отцы, я не стал отказываться. До сих пор храню фотографию о том памятном событии.
К учебе в Орске все относились серьезно, почти все сдали на высшие разряды и стали старшими операторами. Я бы сказал, что именно на плечи этих ребят легли потом все тяжести пускового периода. Но мы с честью выдержали испытания. Сделали все от нас зависящее, чтобы вовремя принять и отгрузить первые тонны нефтепродукта. И вот наконец-то этот день настал.
Мы посматривали на здание насосной и ждали появления начальника цеха. Ровно в два часа в цех приехал главный инженер завода А. Е. Альтшулер, а за ним и директор Г. И. Гореченков. Начала работать бригада Поволжской кинохроники. Тогда это было в диковинку. Киножурналы-то многие видели, но оказаться героем одного из них редко кому доводилось. Трудно описать чувство, которое мы испытали. Девушки за зеркальца взялись, шапочки поправили. И тут Гаврила Иванович заметил, что наливщики – в потертых спецовках, отправил кого-то за ними на склад. Привезли очень красивые комбинезоны – цвета морской волны. Начали подавать цистерны. Первый бензин, выработанный на АВТ-1, принимала бригада Надежды Васильевны Нужаевой. А готовила первую партию бензина в товарном парке смена Ани Сердюковой.
И вот я получил распоряжение приступить к наливу. Залез на эстакаду, поднес тяжеленный хобот к горловине цистерны. Открыли задвижку, и первые литры бензина пошли в цистерну. Но тут кто-то из кинооператоров крикнул:
– Не опускай шланг низко, не видно бензина. Давай сначала!
И мне пришлось повторить операцию. От волнения я чуть хобот не выпустил из рук. Внизу закричали: «Ура!», «Есть бензин!» и еще что-то. Представляете мое состояние?! Весь день мы ходили под впечатлением этого грандиозного для всего завода события, гордились тем, что были первыми.
К рассказу ветерана добавим, что Петр Петрович, как участник Великой Отечественной войны, имеет множество медалей, орден Отечественной войны 2-й степени. А за высокий профессионализм, ответственность и добросовестное отношение к труду имя его занесено в заводскую Книгу почета.