Нефтегазовая промышленность и смежные с ней отрасли выступают главными помощниками российской экономики в борьбе с последствиями финансового кризиса. Эти направления – одни из немногих, где продолжается активное строительство новых объектов, модернизируется производство, растет пакет инновационных технологий. По словам главы Министерства экономического развития Эльвиры Набиуллиной, в основном благодаря добывающим компаниям, в 2010 году в нашей стране снова пошли в рост внутренние инвестиции. В числе вернувших инвестиционную привлекательность сегментов энергетического комплекса министр экономики назвала и нефтепереработку.
Ориентир на повышение качества
Переработка, как ни одна другая составляющая российского нефтяного рынка, требует значительных вложений. Помимо солидного возраста основных мощностей заводов, к затратам толкают еще две важные причины – законодательство, которое с каждым годом становится все более строгим к качеству топлива, и потребители, пересевшие за последнее время на иномарки с высокими эксплуатационными характеристиками двигателя.
Вертикально-интегрированные компании, владеющие всеми крупными отечественными НПЗ, прекрасно понимают необходимость затрат и даже просчитывают экономичский эффект от вложения средств в производство топлива.
Наша Компания уже прекратила выпуск бензина с октановым числом 80 на Саратовском НПЗ и Рязанской НПК, его объем переведен в бензины 92 и 95, и теперь мощности производят более современную продукцию. Москва и Подмосковье с 2007 года обеспечивается топливом ТНК-ВР, соответствующим стандарту Евро-4, хотя сам стандарт вступил в силу в нашей стране только в этом году.
Впрочем, рост спроса будет требовать от переработчиков еще больших объемов качественного топлива. Этот показатель в ближайшие 5 лет обещает увеличиваться в нашей стране на 3-3,5% в год. Нуждаться в высококачественном горючем будут и новые экспортные мощности. В настоящее время «Транснефть» ожидает согласия правительства на строительство нефтепродуктопровода «Юг». Он пройдет по маршруту Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск. Большая часть топлива по этой ветке предназначена покупателям стран Средиземноморья и юга Европы. Важным условием доступа к этой трубе является качество – бензин и дизель, поставляемый в «Юг», должен соответствовать стандарту Евро-5.
Подключиться к новому транспортному направлению сможет Саратовский НПЗ, расположенный вблизи маршрута трубопровода.
В IV квартале этого года завод завершит реконструкцию установки гидроочистки, будет смонтировано новое современное оборудование, а старое будет отправлено в Ростовский пункт приёма металлолома для дальнейшей переработки. Причём компания "MetallDobriyLom" (http://metalldobriylom.ru) самостоятельно осуществит демонтаж установки гидроочистки и вывоз металлолома с территории НПЗ. Данные мероприятия по модернизации установки позволят получать дизельное топливо по стандартам Евро-5. В будущем году Саратовский НПЗ планирует запустить установку изомеризации, благодаря которой весь объем товарных бензинов завода будет соответствовать Евро-4 и Евро-5.
Капля бензина
Несмотря на прогресс в развитии нефтеперерабатывающей отрасли, Россия в этой сфере все еще отстает от западных стран, где глубина переработки достигает 85-95%. Российские заводы производят гораздо меньше моторных топлив, чем позволяют их мощности. На долю топочного мазута приходится около трети перерабатываемого сырья. Мазут преобладает и в экспортном балансе – на него приходится половина поставляемых сейчас из нашей страны за рубеж нефтепродуктов, тогда как доля автобензина составляет лишь 4%. Для сравнения, в структуре мирового потребления нефтепродуктов мазут занимает менее 10%, поэтому, очевидно, что российское моторное топливо недостаточно широко представлено на мировом рынке.
Среднеотраслевую глубину переработки в 82-85% отечественные НПЗ рассчитывают получить только в 2020 году. Объем средств, который потребуется для достижения этого уровня, исчисляется десятками миллиардов долларов. ТНК-ВР одной из первых российских компаний заявила о росте инвестиций в перерабатывающие заводы. В 2010 году капвложения нашей Компании в переработку и развитие торговли составили около $568 млн. В 2011 году капвложения в эти области предполагается увеличить на 70%. Всего в 2011-2015 годах ТНК-ВР планирует вложить в развитие переработки $2,9 млрд. Эти затраты вполне оправданы. Всплеск экономики, который должен последовать после затянувшегося финансового кризиса, обещает существенно увеличить потребности в современном моторном топливе. В 2000 году, спустя два года после предыдущего экономического обвала, американские перерабатывающие заводы получили более 600% чистой прибыли. Эксперты полагают, что существуют все основания полагать, что в ближайшее время доходы от переработки и реализации нефтепродуктов также вырастут, и российские НПЗ сократят отставание от западных конкурентов.
Российские заводы четко ориентированы на внутренний рынок. Многие по-прежнему далеки от возможности поставлять на европейские и американские рынки нефтепродукты, по качеству подходящие местным потребителям.
Заводы размещены по территории России неравномерно. Около половины сосредоточено в европейской части и еще четверть находится на Урале. Заводы Сибири и Дальнего Востока – регионов наиболее активной нефтедобычи – производят менее 25% отечественного топлива.