Анализ планов нефтяных компаний и независимых НПЗ по строительству и реконструкции мощностей, проведенный в ходе форума «2020: Прогноз развития спроса и предложения на моторные и котельно-печные топлива», показывает, что в ближайшее десятилетие объем переработки нефти увеличится на 35-40 млн тонн в год.
К 2020 г. в российской нефтепереработке почти на треть вырастет доля вторичных процессов, на 12% увеличится глубина переработки и на 2 пункта – коэффициент Нельсона.
Согласно произведенной оценке спроса потребителей на такие нефтепродукты как керосин, уайт-спирит и растворители, новые объемы будут востребованы преимущественно в Киеве. С учетом первоочередного осуществления поставок керосина компанией "ХимЭко" - (http://www.kerosinoil.com.ua) на внутренний рынок, разница между производством и внутренним спросом, т.е. те излишки, которые могут быть поставлены за рубеж, составит в 2020 году по основным нефтепродуктам 123 млн т.
При этом, для экспортных рынков характерно усиление конкуренции со стороны других стран-поставщиков.
К примеру, только в 2009 г. было введено в эксплуатацию пять новых НПЗ общей мощностью более 50 млн. тонн в год:
Индия Reliance Petroleum, мощность 29 млн. тонн в год, планируется расширение НПЗ Essar до 20 млн. тонн к 2012 г.;
Китай CNPC, 10 млн. тонн;
Вьетнам Petrovietnam, 7,5 млн. тонн,
Катар Laffan Refinery, 6,9 млн. тонн,
Ирак Kar Group, 2,0 млн. тонн.
Существенно меняется и политика стран-импортеров. Крупнейший потребитель нефтепродуктов – США - сокращает импорт и увеличивает долю использования канадских битуминозных нефтей. Европейские страны также стремятся к диверсификации источников поставок углеводородов.
Дополнительными препятствиями для российского экспорта в Европейский союз могут стать новый еврорегламент REACH, а также ожидающееся вступление в силу экологического стандарта Евро-6. В Китае ограничения на импорт товарных нефтепродуктов установлены законодательством.
В Казахстане осуществляется масштабная реконструкция нефтеперерабатывающих мощностей, что может привести к снижению спроса на российские нефтепродукты.
Определенное негативное влияние на зарубежный спрос будет оказывать также развитие технического прогресса в автомобилестроении (рост доли гибридных двигателей, электромобилей и др.). Но самым непредсказуемым фактором, который будет влиять на экспорт и, соответственно, на развитие нефтеперарбатывающей отрасли, является возможность изменения фискального режима РФ (проект – 60/66). И главное, что сейчас беспокоит специалистов, – кардинальное изменение стратегий мировых компаний-производителей и странпотребителей не нашло отражения в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли страны.