Белые ночи и удивительно многообразная природа Восточной Якутии радуют душу, наполняя ее спокойствием и ощущением пребывания дома.
Лететь на Талакан предстояло впервые. Воображение рисовало картины одну печальнее другой: вот мы загружаемся в вертолет, прокладывая себе путь локтями, приземляемся посреди болота и месим грязь ногами в поисках спасительного островка земли. Что и говорить, разговоров и переживаний на этот счет хватило до самого отлета, и только доверху набитая провизией дорожная сумка (а вдруг там нечего есть?!) напоминала о том, что отступать некуда…
– Первый раз? – глядя, как я перевожу часы на четыре деления вперед, улыбнулся мой сосед в самолете.
– Ага, страшновато как-то, – обрадовалась я возможности поговорить о своих опасениях.
– Ничего, скоро привыкнешь. То, что это «скоро» окажется не таким уж скорым, стало ясно уже по мере нашего приближения к городу Мирному. Неумолимо смыкавшиеся глаза (как-никак в Сургуте в это время было четыре утра!) отказывались реагировать на ярко светившее в иллюминатор утреннее солнце. И даже знаменитая кимберлитовая трубка, бездонной дырой зиявшая под крылом нашего Ту-154, не возымела должного действия – мне нестерпимо хотелось спать. Пересаживаемся. Вертолеты на Талакан взлетают каждые полчаса. Вопреки ожиданиям, расталкивать мне никого не приходится.
Процедура регистрации на вертолет практически такая же, как и на самолет, с одной лишь разницей – на ресепшн стойке места могут выбрать сами пассажиры. Так что пораньше попасть в салон все же не помешает. Наконец наша «вертушка» дает круг перед заходом на посадку. Взору открывается обширная панорама с вагончиками и одинокими – с высоты птичьего полета – островками-буровыми. За последние два часа это единственный живой пейзаж, встреченный нами среди бескрайних якутских лесов и речушек.
Тесные временные рамки и устоявшийся регламент встречи (нас уже поджидают «вахтовки» и радостные сменщики) почти не оставляют возможности обстоятельного осмотра места. Но глаз успевает отметить незатейливое убранство вертолетной площадки и такой же зал ожидания – вагончик, в котором нам еще не раз предстоит коротать время в нелетную погоду. И лес. Он здесь повсюду, отчего воздух на Талакане хочется пить горстями.
Мы направляемся в пункт межсменного отдыха персонала, или попросту городок. Здесь большинству из нас предстоит «бросить» сумки и ехать дальше, на работу.
Круглосуточный режим работы месторождения практически не оставляет времени на отдых. «Вахтовка» трясет нас по бетонке, изредка выезжая на асфальтированные участки.
В такие минуты настроение пассажиров заметно улучшается. И хотя езда по бетонным плитам – удовольствие не из приятных, они относятся к этому с пониманием. Ведь уже совсем скоро все дороги на Талакане покроют асфальтом: местный завод по производству собственного асфальта уже практически готов к вводу в эксплуатацию. И не исключено, что уже через пару лет о знаменитой талаканской грязи, шутят работники месторождения, можно будет забыть.
А вообще пара лет для Талакана, где счет новостройкам ведется даже не на месяцы, а на вахты, довольно много. Это понимаешь уже при первом посещении месторождения, когда вместо ожидаемых бараков в духе комсомольских строек встречаешь современное производство с капитальной инфраструктурой. …За окнами нашей «вахтовки» мелькают управление технологического транспорта, центральная инженерно-технологическая служба, строительное хозяйство… Минут через десять мы останавливаемся у ворот городка.
Первое впечатление – культурный шок! Аккуратно выстроенные в ряд общежития, цветочные клумбы и резные скамейки вдоль аллей – настоящий город, которого нет на карте. Почему-то не верится, что все эти атрибуты цивилизации возможны здесь, на краю земли, за тысячи километров от дома.
Справа – столовая. Нам повезло: сейчас как раз обед, и можно успеть поесть перед отправкой на работу, а еще лучше взять что-нибудь про запас, потому что после почти пятичасового перелета и первого трудового дня сил на вечернее посещение столовой, и уж тем более самостоятельное приготовление ужина, может и не хватить. Хотя гурманы встречаются, и в особенности почему-то среди мужчин. Наверное, правду говорят, что кухня – это мужское дело. Особенно, если для этого созданы все условия.
– Послушайте, а это точно, что городок построили всего за год? – в первый же день обратилась ко мне какая-то девушка, судя по всему, тоже из новичков. Приходится признать, что и сама пребываю в растерянности по этому поводу.
– Мне рассказывали, – продолжает девушка, – что раньше здесь был пустырь с несколькими вагончиками, а чтобы искупаться, людям приходилось ходить с тазиками за пару километров.
– Да-да, – соглашаюсь я, готовясь при случае спросить об этом у заведующей общежитиями НГДУ «Талаканнефть» Эльвиры Ивановой. Эльвира Сергеевна – ветеран предприятия. Хотя применительно к этой молодой красивой женщине сей почетный статус выглядит довольно нелепо. Но что поделать, если среди ветеранов Талакана встречаются и такие, которым еще нет тридцати.
– И не только на помывку ходили, – подтверждает Иванова рассказ о тазиках. – Бывало, и жилой вагон делить приходилось на мужскую и женскую половины: в одной – мужчины, а в другой – женщины. Так и жили.
Иванова ненадолго отрывается от экрана компьютера, чтобы распорядиться насчет завезенного недавно спортивного инвентаря, и с этого момента наш разговор об истории городка практически подходит к завершению: несмотря на поздний час, у заведующей общежитиями еще немало работы. Ведь с недавних пор она еще и профсоюзный лидер городка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Напоследок Эльвира Сергеевна оглашает список развлекательных мероприятий, которые намечаются здесь в ближайшие несколько месяцев, – он довольно внушительный – и я возвращаюсь к себе, оставляя свою собеседницу наедине с компьютером.
…На часах почти полночь. Полуторатысячное население городка постепенно отходит ко сну. И только мужчины все еще доигрывают традиционный волейбольный матч, время от времени извещая общественность о выигрыше скупыми приветствиями.
Неподалеку прогуливаются по аллеям редкие прохожие – в одиночку и парами. В это время суток городок особенно красив: белые ночи и удивительно многообразная природа Восточной Якутии, островки которой с любовью воссоздаются руководством цеха по обслуживанию персонала, радуют душу, наполняя ее спокойствием и ощущением пребывания дома.
В такие минуты хорошо понимаешь местных жителей, не желающих покидать родные края, несмотря на множество трудностей, связанных с дальностью расстояний, и невысокий материальный достаток, характерный для большей части населения Якутии. Почти все представительницы республики, занятые в социальной сфере Талаканского месторождения, в один голос утверждают, что хотели бы жить только на Родине.
Для большинства из них, обучающих сегодня детей-студентов, работа в Сургутнефтегазе – самая надежная, а подчас и единственная опора в жизни. Хотя в последнее время кадровая ситуация в отношении местного населения начинает качественно меняться: к работе в компании привлекаются уже не только рабочие, но и специалисты, ИТР. Но это уже тема отдельной истории.
…А мой сосед в самолете действительно оказался прав: к разнице во времени привыкаешь довольно быстро. Достаточно нескольких рабочих дней.
И пока волейболисты за окном все еще доигрывают последние минуты традиционного ежевечернего матча, продолжая оглашать городок своими скупыми приветствиями, а уставшие за день повара поздней ночью возвращаются в свои общежития, ты уже мирно досматриваешь третий сон.
Про дом, про работу и, конечно, про город, которого нет…