Когда в разговоре с исполняющим обязанности начальника шестого цеха добычи нефти и газа Айратом речь зашла о людях труда, чьими руками добывается нефть, он посоветовал нам встретиться с оператором по добыче нефти и газа Андасом.
Серый асфальт, извиваясь, словно змея, под колесами автобуса, убегает назад. Шумный город с бесчисленными автомобилями и толпами куда-то спешащих людей остается позади. Вместе с тем изменяется и картина за окном. Там, вдалеке, до самого горизонта - пейзажи увядающей осенней природы: оголенные деревья, вспаханные под озимь поля, пожелтевшая от ночных заморозков жухлая трава.
Все изменилось. Остается неизменным только одно: буровые вышки, качалки, мерно поднимающие и опускающие трос штангового глубинного насоса, ремонтники с передвижными установками, колдующие над недрами нефтяных скважин, групповые замерные установки, товарные парки с огромными серебристыми емкостями и сотни столбов линий электропередачи. Именно по ним тоскует душа Андаса, когда раз в год, а может и в два, приходится выезжать в чужие края. Не смог он привыкнуть и к бескрайним таежным лесам Западной Сибири, когда в середине 80-х годов прошлого столетия, уезжал осваивать нефтяные месторождения близ Нижневартовска. Возвратившись домой, Андас жадно вглядывался в знакомую с детства картину, где ему все так близко, а сердце наполняется приятным теплом и спокойствием. А назавтра, с первыми лучами солнца, он отправится в свое хозяйство - на родные скважины и ГЗУ-36сс.
Как всегда, первым делом свяжется с диспетчером цеха. Получив необходимую информацию и задание на день, пойдет проверять работу скважин. Их у него двадцать три. У каждой свой характер, свой норов, своя манера работы. За эти годы Андас их выучил наизусть. И теперь ему не составляет труда определить любую неполадку на слух. С мелкими - сальник набить, ослабший болт подтянуть, отрегулировать подачу реагентов и т.д. - он справляется сам, а для устранения более серьезных нарушений необходимо дать заявку на вызов специалистов. Но и тут оператор не может отстраниться от ответственности. Все ремонтно-обслуживающие операции проходят под его неусыпным контролем.
Следует признать: в результате замены устаревшего оборудования на новое, внедрения передовых технологий в последние годы работа оператора нефтяного промысла намного облегчилась. Уже начали забываться времена, когда в любое время дня и ночи, в авральном порядке, приходилось латать дыры на отслуживших свой срок нефтепроводах, устранять последствия порывов.
И все же говорить о наличии свободного времени не приходится. Особенно летом, когда вокруг скважин, другого нефтяного оборудования в изобилии произрастает трава. Поэтому каждому оператору приходится осваивать и навыки косаря. Если не хочешь краснеть перед членами комиссии по культуре производства, нужно выкроить время и для покраски оборудования. Конечно, стать лучшим по этому направлению нелегко. Особенно сегодня, когда многие объекты нефтедобычи подверглись реконструкции и обрели суперсовременный вид. Но были времена, когда и обход Андаса находился в рядах лидеров. Здесь, в его владениях, несмотря на давний срок эксплуатации оборудования, и сегодня царит идеальный порядок. Блестят чистотой не только качалки и механизмы, но и небольшая операторская будка, где он принимает пищу, заполняет дневники и журналы, держит связь с диспетчерским пунктом. Наверное, иначе и быть не может. Ведь не зря в течение ряда лет товарищи выбирают его уполномоченным профсоюза по охране труда. Одновременно он является и профгрупоргом своей бригады, что говорит о высоком доверии товарищей по работе.
Как говорят в народе: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж". Профсоюзного лидера должны затрагивать не только общие вопросы, но и проблемы каждого члена бригады в отдельности. А что может волновать рядового рабочего, он знает не понаслышке. На себе испытал, что такое быть бесквартирным, ютиться в тесной комнате малосемейки, платить за учебу детей. И поэтому каждое обращение товарищей он не оставляет без внимания, старается помочь в решении проблемы. К великому счастью, они работают в компании, где не на словах, а на деле заботятся о людях. Где помогают и с жильем, и с решением других житейских проблем. За примером далеко ходить не нужно. Два года назад родное управление предоставило квартиру ему самому в первом построенном по ипотеке современном доме. Не только предоставило, но и внесло за него первоначальный взнос. С поддержкой НГДУ смогли улучшить свои жилищные условия и многие его товарищи.
Он, можно сказать, и не думал становиться нефтяником. Мечтал, как отец, стать шофером, хотел купить самосвал в фирме www.inter-ts.ru и крутить баранку большегрузной машины, заработывая себе на жизнь. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. В рядах Вооруженных сил получил профессию электромонтера. После армии, в 1983 году устроился в цех автоматизации производства НГДУ "Альметьевнефть" в качестве слесаря КИП и А. Затем (как уже было отмечено выше) трудился на просторах Западной Сибири.
Вернувшись домой, снова пришел в НГДУ, но уже не монтером, а оператором по добыче нефти и газа. И вот уже более десяти лет он обеспечивает работу ГЗУ-36сс и прилегающих к ней скважин. Помимо того, что он на хорошем счету на шестом промысле, он еще и отличный семьянин. С супругой Резедой воспитывают сына и дочь. Старший Раиль пошел по стопам отца, в нефтяном институте осваивает секреты добычи "черного золота", а младшенькая Аделя - пока еще школьница.