Уфимский нефтеперерабатывающий завод – родоначальник нефтеперерабытывающей отрасли Башкирии. Впрочем, еще в 1933 году близ Ишимбая на левом берегу реки Белой заработала первая нефтеперерабатывающая установка (на снимке). Первенцем же республиканской нефтепереработки по праву считается Ишимбайский нефтеперегонный завод, начальником строительства которого и его первым директором стал Иван Новиков. Строительство завода в поселке Перегонном осуществляли Ишимбайская стройконтора, а также строительные и монтажные управления трестов «Востокнефть» и «Башнефть». Как свидетельствует протокол №197 заседания секретариата Башкирского областного комитета ВКП(б) от 17 июля 1933 года «Об обеспеченности рабсилой строительства вспомогательных предприятий Ишимбаевских нефтеразведок», рабочих на строительстве в Ишимбаево хронически не хватало: «...ввиду совершенно недостаточной обеспеченности рабсилой строительства вспомогательных предприятий разведок, предложить под персональную ответственность секретарей райкомов обеспечить вербовку рабсилы к 5 августа полностью в количестве: из Мелеузовского района – 400 чел., из Макаровского (ныне – Ишимбайского) района – 100 чел., из Стерлитамакского района – 400 чел., из Карагушевского района – 200 чел.».
Решение о начале строительства было принято в 1935 году, в декабре 1936 года завод выдал первую продукцию. Качество первого башкирского бензина оценили по достоинству. В Уфе решают: «...ввиду того, что на Ишимбаевских нефтеразведках достигнута выработка бензина, пригодного к использованию, допустить его использование на нужды местных автотракторных парков. В трехдневный срок прикрепить соответствующие автотракторные парки на удовлетворение бензином Ишимбаевских нефтеразведок».
Об обеспечении строительными материалами, включая бетон и облицовочный кирпич, а также о поисках решения этого сложного вопроса красноречиво говорит ряд пунктов распоряжения с четкими указаниями «Обязать!», «Обеспечить!»: «Обязать т. Ягудина урегулировать вопрос об обеспечении достаточным количеством камня строительство нефтеперегонного завода», «Принять к сведению заявление т. Зильберга, что он для строительства нефтеперегонного завода дает 20 тысяч бетонированного камня и 250 тысяч кирпича, а Крекингстрой возвращает моторстрою цемент, затраченный на изготовление этого бетонированного камня». Не остался в стороне от большой стройки и Южураллес, его руководитель взял на себя обязательство «бесперебойно организовать поставку древесины для строительства Крекингстроя согласно заключенного договора как по количеству, так и по качеству».