Для нефтяной индустрии Норвегии, которая формирует до 25% валового внутреннего продукта страны, падение цен на нефть оборачивается серьезными проблемами.
В 2014 году Норвегия экспортировала нефти и газа на 494,6 млрд. норвежских крон, что составило 55,1% от общего товарного экспорта. Из этой суммы на газ пришлось 225 млрд. норвежских крон, что на 9,5% меньше, чем в 2013 году. Общий объем экспорта газа составил 102,6 млрд. м3 — на 1,2% меньше уровня 2013 года. Экспорт нефти составил 434 млн. баррелей на сумму 270 млрд. норвежских крон, что на 3% меньше показателя 2013 года.
В нефтяной столице безработица выросла до 29%
Но эти цифры не вполне отражают нынешнюю ситуацию. «Воздействие низких цен на норвежскую нефтяную и газовую отрасль может быть довольно жестоким», — сказал в интервью австрийской газете Die Presse Свейнунг Фьосе, управляющий партнер норвежской консалтинговой фирмы Menon Business Economics AS. По прогнозам компании, к концу этого года в нефтяной индустрии будет сокращено более 30 тыс. рабочих мест. До этого было объявлено о сокращении 10 тыс. рабочих мест. Таким образом, отрасль потеряет 40 тыс. рабочих мест.
В настоящее время уровень безработицы в Норвегии составляет около 4%, что значительно меньше общеевропейского уровня. Однако нынешний тренд в нефтяной сфере несомненно окажет негативное влияние на состояние рынка труда. В первую очередь это относится к провинции Ругаланн – основному нефтегазодобывающему региону Норвегии. В городе Ставангер — административном центре этой провинции, в котором проживает более 120 тыс. человек, безработица в январе этого года возросла до 29%.
Сокращение рабочих мест имеет и другую сторону – уменьшение налоговых поступлений в местные бюджеты, тем более что размер зарплат нефтяников почти на 60% выше, чем в других отраслях. По данным агентства Bloomberg, за период с 2002 по 2013 гг. заработная плата в нефтяной индустрии Норвегии возросла на 62% и является одной из самых высоких в мире.
Все налоги сохраняются
Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг заявила в январе, что правительство страны встревожено нынешней ценовой конъюнктурой. Однако пока, как сообщила она в феврале на встрече с членами Ассоциации иностранной прессы, не планируется снижать налоги для стимулирования нефтяной отрасли. «Пока подобных предложений нет, — заявила Эрна Сульберг. — В конечном итоге мы бы конечно хотели, чтобы старые месторождения продолжали осваиваться, и доля извлекаемых запасов была как можно более высокой. Для этого вот уже на протяжении многих лет разрабатываются новые технологии. При этом, если какие-то проекты окажутся коммерчески нежизнеспособными, то мы не будет менять всю систему налогообложения, чтобы изменить эту ситуацию». При этом премьер-министр напомнила о ситуации, возникшей в 2003-2004 годах, когда цены нефть находились на уровне 30 долларов за баррель, в связи с чем представители отрасли активно добивались налоговых послаблений. «Если бы правительство тогда уступило давлению лобби, то за последующие 10 лет государство потеряло бы огромные деньги», — подчеркнула премьер-министр.
Надежда на золотой мешок
Подобная позиция вполне объяснима, учитывая, что Норвегия обладает уникальной подушкой безопасности. Речь идет о Норвежском государственном пенсионном фонде «Глобальный»,более известном как Нефтяной фонд. В основанном в 1990 году фонде, куда поступают отчисления от нефтяных доходов, на сегодняшний день сосредоточено 870 млрд. долларов. В портфеле фонда, в соответствии с норвежским законодательством, доля акций должна составлять около 60%, долговых бумаг — 35%, недвижимости — не более 5%. В настоящее время фонду принадлежат 1% всех акций и облигаций в мире, в том числе акции «Газпрома», Сбербанка, ВТБ и других крупнейших российских компаний.
В декабре 2014 года власти Норвегии, по сообщению агентства Bloomberg, изучали возможность повышения прибыльности фонда за счет вложения его средств в инфраструктурные активы, не обращающиеся на открытом рынке, а также повышение планки ограничения на инвестиции в недвижимость. Окончательное решение по этим вопросам предполагается принять весной 2016 года.
Законодательство Норвегии разрешает направлять в экономику страны до 4% нефтяного фонда. В 2013 году на покрытие дефицита бюджета было направлено 3,3% средств фонда — 125 млрд. норвежских крон (21,4 млрд. долларов), что явилось рекордным за последние 10 лет показателем. Таким образом, за состояние бюджета правительству Норвегии не нужно особо беспокоиться.
Несмотря на это, норвежским властям приходится учитывать, как будет развиваться ситуация в будущем, поскольку сейчас возникла необходимость внесения корректив в планы освоения нефтегазовых месторождений.
Инвестиции снижаются, добыча сохраняется
В январе Норвежский нефтяной директорат (государственная организация, курирующая разработку шельфовых месторождений) опубликовал отчет «The Shelf in 2014», посвященный состоянию и перспективам освоения месторождений нефти и газа.
Как отмечается в отчете, в 2014 году в нефтегазовые проекты на норвежском шельфе было инвестировано 172 млрд норвежских крон. В 2015 году объем инвестиций сократится до 147 млрд. крон. К 2017 году объем капитальных вложений сократится до 135 млрд. крон, а затем будет постепенно увеличиваться. За период с 2014 по 2017 гг. общий объем инвестиций снизится на 21%. Но эти оценки могут измениться в худшую сторону при сохранении цен на нефть на уровне 50-60 долларов за баррель в течение продолжительного времени. По прогнозу Норвежского нефтяного директората, объем добычи нефти в стране в 2015 году составит 1,49 млн. баррелей в сутки, что на 0,2 млн. баррелей меньше показателя 2014 года. Однако в целом объем добычи нефти в стране в ближайшие пять лет останется стабильным и сохранится на уровне 2014 года.