За два года работы отдела специалистам удалось наладить эффективное управление всеми звеньями логистической цепочки поставки продукции ТНК-ВР потребителям: внедрены новые схемы транспортировки нефтепродуктов, в том числе с участием паромных переправ, в Балтийском, Черном и Каспийском морях, организована возможность ежемесячного ввоза и таможенного оформления в России до 250 тыс. т нефтепродуктов, вырабатываемых в рамках толлинговой программы на Лисичанском НПЗ. Кроме того, были оптимизированы поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт через порты: решению этой задачи способствовали создание ежедневной сквозной оперативной отчетности по работе терминалов, регулярный мониторинг цепочки «отгрузка – товар в пути – порт – танкер» и своевременное реагирование на любые изменения запланированного процесса. В 2008-2009 годах реализация этих мер позволила снизить затраты, связанные с простоями танкеров и цистерн, более чем на $1,5 млн по сравнению с 2007 годом.
Управление запасами в масштабах всей Компании
В формировании и реализации производственного плана важную роль играют процессы управления запасами во всех подразделениях Компании. Так, для обеспечения максимальной прибыли в зависимости от текущих условий уровни запасов в определенных местах размещения либо снижаются до минимума, чтобы продать как можно больше продуктов по выгодной цене, либо, наоборот, повышаются, чтобы выиграть в цене или на пошлине в будущем. Такие операции с запасами называются «контанго».
С 2008 года в Управлении продаж и логистики успешно функционирует уникальная для российской нефтегазовой отрасли автоматизированная система управления запасами. Помимо своей основной функции – реализации операций с запасами, – она позволяет также контролировать оборотный капитал Компании и определять оптимальные уровни запасов нефти и нефтепродуктов по местам размещения. Система ежедневного мониторинга запасов нефти и нефтепродуктов внедрена по всей цепочке поставок, кроме того, налажено прогнозирование уровней запасов на конец месяца и реализована методология оценки запасов нефти и нефтепродуктов на базе оборачиваемости.
Все эти меры позволили снизить стоимость оборотного капитала на $9 млн в 2008 году и еще на $4 млн в 2009 году.
С этого года система управления запасами включает оценку полного цикла оборачиваемости денежных средств с момента производства до момента получения денежных средств от конечного потребителя. Таким образом, оборотный капитал БН «Переработка и Торговля» теперь будет оцениваться не только по оборачиваемости товарных запасов, но и с учетом оборачиваемости дебиторской задолженности. Кстати следует отметить, что взыскание дебиторской задолженности производится при участии юридической компании Лигал Мил (Legal Mill), которая предоставляет профессиональную юридическую защиту имущественных интересов компаний и индивидуальных предпринимателей, а также представителей малого и среднего бизнеса по вопросам расчетов с дебиторами. В будущем это позволит сосредоточить усилия на улучшении условий оплаты по договорам и максимизировать поступление денежных средств.
Главным инструментом управления запасами нефтепродуктов является посуточный график отгрузки с НПЗ Компании. Формирование такого графика – задача отдела календарного планирования Департамента по управлению поставками нефти и нефтепродуктов. Специалисты отдела ежедневно анализируют выполнение графика и в случае отклонений вносят необходимые изменения. Например, при дефиците того или иного ресурса определяются приоритеты в отгрузке, а в ситуациях затоваривания одного из каналов транспортировки начинается ускоренная отгрузка по какому-либо другому направлению. Для улучшения процесса управления отгрузками была разработана и внедрена процедура детализации графика до уровня заявок, которая позволила планировать отгрузку в разрезе каждой поданной заявки с точностью до суток. С 2009 года эта процедура успешно используется в ОАО «Ярославнефтеоргсинтез», в этом году начато ее внедрение на Рязанском и Саратовском НПЗ Компании.
Новые возможности за рубежом и не только
Наличие у Компании нефтеперерабатывающих мощностей за рубежом предопределяет необходимость организации поставок нефти в толлинговом режиме. За решение этой задачи отвечает созданный в апреле 2010 года отдел толлинга и экономического анализа.
Толлинговая схема, то есть работа в таможенном режиме «Переработка вне таможенной территории РФ», предполагает беспошлинную поставку нефти на перерабатывающие мощности за рубеж с обязательным ввозом на территорию России продуктов, полученных согласно перечню и процентам выхода, закрепленным в разрешении (лицензии) на переработку. Для ТНК-ВР переработка нефти на НПЗ в Лисичанске (Украина) возможна именно в таком режиме. Первый договор с ЗАО «ЛИНИК» на оказание услуг по переработке давальческого сырья был подписан в ноябре 2007 года, разрешение на переработку вне таможенной территории РФ было выдано Центральной энергетической таможней в декабре 2007 года, после чего в феврале 2008 года на Лисичанский НПЗ был доставлен первый объем нефти для переработки. В общей сложности, с начала работы по толлингу на заводе в Украине было переработано 2 210 тыс. т нефти Компании и такой же объем нефтепродуктов был ввезен обратно в Россию.
Используя описанную схему ввоза автомобильных бензинов и дизельного топлива с Лисичанского НПЗ, Компания имеет возможность в значительной мере удовлетворять спрос российских потребителей и, в то же время, более эффективно распределять бензины и дизельное топливо, производимые на своих российских заводах. Работа в толлинговом режиме оказывается и весьма выгодной: суммарный экономический эффект от реализации проекта для российской и украинской сторон составляет десятки миллионов долларов, кроме того, обеспечивается дополнительная загрузка российской железнодорожной и трубопроводной систем, развиваются смежные отрасли, такие как машиностроение и энергетика.
Еще одним направлением работы отдела толлинга и экономического анализа является экономическая оценка новых проектов. В 2010 году в Управлении продаж и логистики был создан Департамент по развитию нового бизнеса, занимающийся поиском новых возможностей для расширения деятельности подразделения – экономическую оценку предлагаемых схем транспортировки и переработки сырья проводят специалисты отдела толлинга и экономического анализа.
Гарантии оперативности информационных потоков
Очевидно, что эффективное управление поставками в современных условиях невозможно без использования сложных программных комплексов, основанных на оптимизационных и симуляционных моделях НПЗ, систем транспортировки и других объектов. При этом большое значение имеет качество и оперативность получаемых или генерируемых информационных потоков. Внедрение и поддержка новейших технологий оптимизационного планирования производства, распределения и отгрузки продукции – основная задача отдела оптимизационных и информационных решений. Использование передовых программных комплексов, таких как AspenDPO, AspenPIMS, Zemeter, позволяет специалистам разрабатывать и внедрять эффективные оптимизационные модели для ключевых бизнес-процессов Департамента по управлению поставками нефти и нефтепродуктов:
текущее (ежемесячное) производственное планирование размещения нефти, производства и поставок нефтепродуктов;
планирование перевозок нефтепродуктов по железной дороге;
календарное планирование отгрузки нефтепродуктов;
календарное планирование поставок нефти по трубопроводу.
Для повышения их качества необходимо постоянно оптимизировать процессы управления данными и элементы прикладной офисной автоматизации. В частности, одним из основных направлений работы отдела оптимизационных и информационных решений является реинжиниринг бизнес-процессов с учетом внедрения оптимизационных моделей. Для этого необходимо разработать информационное окружение для импорта / экспорта данных в модели / из моделей, а также предложить средства администрирования изменений данных, отчетной системы и другие инструменты. Элементы автоматизации разрабатываются и для рабочих сред, используемых в подразделениях Управления продаж и логистики (программирование в пакетах MS Office). Кроме того, в сферу ответственности отдела входит создание и поддержка баз данных оперативной производственно-экономической информации и внедрение технологий эффективного анализа плановой и фактической информации.
Таким образом, работая в тесном взаимодействии друг с другом и с другими подразделениями ТНК-ВР, все пять отделов Департамента по управлению поставками нефти и нефтепродуктов решают одну задачу – задачу обеспечения соответствия желаний покупателей и возможностей производства и максимально эффективного управления поставками нефти и нефтепродуктов в масштабах всей Компании.