Природный газ – основной источник энергии, используемый в России: на него приходится свыше 50% в структуре топливного баланса страны. Россия занимает второе место в мире после США по потреблению природного газа. Большая часть его используется на нужды электроэнергетики. В 2010 году поставки газа для ЕЭС России составили 160 млрд куб. м – 35% всего внутреннего потребления. Электроэнергетика является основным драйвером роста спроса на газ. Ожидаемый рост потребления электроэнергии и ввод новых станций в значительной степени определяет и будущую потребность в «голубом топливе».
Прогноз потребления газа как в энергетике, так и в других сегментах экономики страны зависит от перспектив развития двух, на первый взгляд, противоположных тенденций в потреблении газа. Первая – рост российской экономики, который выражается в увеличении объема производства и потребления. Вторая – повышение энергоэффективности, которое, наоборот, направлено на снижение потребления энергоресурсов. Последний фактор теоретически может стать серьезным ограничителем роста российского рынка газа. Энергоемкость ВВП России сейчас более чем вдвое выше, чем в США, и почти в 3,5 раза выше, чем в странах Западной Европы. Энергетическая стратегия России до 2030 года предполагает двукратное снижение энергоемкости ВВП к концу этого периода, а Генеральная схема размещения объектов энергетики до 2030 года – снижение среднего удельного расхода топлива теплоэлектростанций на 20%. На практике экономический рост и энергоэффективность оказываются взаимодополняющими факторами, так как в условиях стагнации не может быть и речи о дополнительных вложениях в новые энергосберегающие технологии и производства. В результате, несмотря на ввод новых, более эффективных газовых станций, ожидается рост потребления газа энергетикой к 2030 году на 18-29% относительно докризисного 2008 года.
Другой крупный потребитель газа – население: на газификацию частных домов в России приходится примерно 20% спроса. Более подробнее о газификации можно узнать тут - на сайте компании «Централгаз». Перспективы роста потребления этого сегмента рынка связаны, прежде всего, с газификацией страны. Наибольший прирост потребления в результате газификации ожидается в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах.
В целом по России до 2020 года ожидается рост спроса на газ примерно на 0,7% в год, прирост годового объема потребления за это время составит 30-35 млрд куб. м, общее потребление достигнет 500 млрд куб. м в год. Ожидаемый рост цен на газ и маржи производителя делают газовый рынок более привлекательным как для «Газпрома», так и для независимых производителей газа. В условиях высокого потенциала роста добычи газа добывающими компаниями основным фактором успеха в конкуренции за долю на газовом рынке становится обеспечение гарантий сбыта газа и долгосрочный доступ к потребителю.
В настоящий момент около 70% газа, потребляемого в России, поставляет «Газпром». Практически все потребители закупают основные объемы у его дочерних сбытовых компаний, расположенных в каждой области России, где потребляется газ. Эти компании производят поставки в адрес всех категорий потребителей (население, мелкие и крупные предприятия, бюджетные организации, ЖКХ и т.д.). Исключение составляет Свердловская область, где доминирует компания «Итера» и отсутствует дочернее предприятие «Газпрома».
«Газпром» также является единоличным экспортером газа за пределы РФ. Являясь монопольным владельцем газотранспортной системы (ГТС), «Газпром» фактически регулирует поставки на рынок газа от независимых производителей. Нормативно закрепленная система доступов к ГТС и далее к потребителям предполагает выполнение независимым производителем ряда требований для поставки газа по газопроводам ГТС: это наличие контракта с потребителем, получение подтверждения региональной газораспределительной организации о технической возможности транспортировки газа по сетям низкого давления, а также наличие технической возможности транспортировки по магистральным газопроводам ГТС «Газпрома».
Наиболее важным и значимым как в процессе получения доступа к ГТС «Газпрома», так и в общем процессе реализации газа является контракт с потребителем: только он может обеспечить стабильный сбыт газа при различных рыночных условиях. А что если продавать газ непосредственно «Газпрому»? Это возможно, но, как показывает практика, в периоды общего снижения спроса на газ в России «Газпром» может существенно снижать объемы закупки у прочих производителей, отдавая предпочтение газу собственной добычи. Кроме того, доходность от продажи газа «Газпрому» существенно ниже, чем от продажи конечным потребителям Неудивительно, что многие производители стараются «закрепить» за собой крупных потребителей с устойчивым финансовым положением и ясными перспективами развития. Большинство таких предприятий относится к сфере электроэнергетики – крупнейшей по объему потребления газа отрасли в России (40% от общего потребления газа). Так, «Новатэк » – крупнейший производитель газа – заключил шестилетний контракт с ОГК-1 на поставку около 10 млрд куб. м газа ежегодно (20% добычи «Новатэк а»). Компания также планирует заключить многолетние контракты на поставку газа на ряд станций ОГК-3.
Как вариант получения стабильного канала сбыта некоторые производители практикуют «закрепление» за собой рынка сбыта (области). Так, с конца 1990-х годов «Итера» практически единолично поставляет газ в Свердловскую область и реализует его всем предприятиям и населению через свою дочернюю компанию. Лишь недавно поставки в область крупным предприятиям начали ТНК-ВР и «Новатэк».
Последняя планирует также стать единоличным поставщиком газа для всех потребителей Челябинской области и купить для этих целей дочернюю компанию «Газпрома» «Челябинскрегионгаз». Практика «закрепления» областей за собой представляется достаточно выгодной с финансовой точки зрения. Но она ненадежна, так как не дает конкурентных преимуществ перед другими производителями газа, которые, возможно, пожелают также начать поставку крупным и мелким потребителям в «закрепленной» за кем-то области, даже если для этого необходимо будет открыть предприятие по сбыту газа. Таким образом, доступ к потребителю является ключевым звеном в цепи продаж газа. И, вкладывая значительные средства в разработку газовых месторождений, необходимо четко представлять пути дальнейшей реализации продукции.
И если на каждую тонну добываемой нефти всегда есть потребитель, то на тысячу кубометров добытого газа такого потребителя нужно готовить заранее. Существует несколько вариантов решения данного вопроса. Во-первых, это долгосрочные контракты с потребителями газа. Пока в России этот инструмент не нашел должного применения – сказывается долгое доминирование на рынке одного поставщика и опасения многих покупателей по поводу стабильности поставок других производителей. Тем не менее, в будущем ситуация, несомненно, будет меняться, так как такие контракты обеспечивают стабильное развитие не только продавцам, но и покупателям газа. ТНК-ВР сегодня имеет контракт на поставку газа Нижневартовской ГРЭС до 2030 года.
Активная работа по данному вопросу ведется и с другими потребителями, и есть уверенность, что в недалеком будущем значительная часть газа, производимого предприятиями ТНК-ВР, будет продаваться по долгосрочным договорам.
Еще одним решением является построение стабильной высокодоходной розничной сети по продажам газа. Именно розничный покупатель газа, как и в других коммерческих сферах, является наиболее выгодным и стабильным. Он не стремится к смене поставщика при незначительных колебаниях цен на рынке газа, как это делают крупные потребители. Он готов платить более высокую цену, чем крупные потребители, в обмен на стабильность поставок. Объемы его потребления, как правило, стабильны и равномерны в течение года.
Как построить такую сеть? Можно сделать это по образу и подобию сбытовых дочерних предприятий «Газпрома» или дочернего общества «Итеры» «Уралсевергаз». Еще более эффективным будет построение сети на базе газораспределительной организации – транспортировщика газа по сетям низкого давления с выхода магистральных газопроводов «Газпрома» непосредственно до потребителя. Уже существующие договорные отношения с потребителями на транспортировку газа позволят получить значительный синергетический эффект в случае заключения с этими же потребителями контрактов на продажу газа. Связка технической (транспортировки) и коммерческой (продажа) поставки «зацементирует» отношения с покупателями, обеспечив стабильную реализацию на годы вперед.
В настоящее время в ТНК-ВР ведется работа по обеспечению гарантий сбыта газа, планируемого к добыче в рамках уже реализуемых проектов. Дальнейшее увеличение объемов добычи с запуском перспективных проектов (Ямальские лицензии, неогранические опции) потребует новых решений в маркетинге. Что это будет – альянс с потребителем газа, расширение розничных продаж или какая-то другая схема, покажет время. Компании необходимо развитие компетенций в долгосрочном контрактовании, управлении газораспределением и продажами.
Эти направления нашли отражение в Газовой стратегии ТНК-ВР в России, разработанной БН «Газ и Энергетика» и поддержанной Советом директоров Компании. У ТНК-ВР есть понимание дальнейших перспектив развития маркетинга газа, есть конкретные проекты, реализация которых позволит усилить рыночные позиции Компании и обеспечить монетизацию ресурсов газа. Мы уверены, что газовый бизнес может стать центром роста для ТНК-ВР и внести существенный вклад в ее развитие.