Продолжаем знакомить читателей с блоком «Переработка». Сегодня разворот посвящен Ново-Уфимскому нефтеперерабатывающему заводу. Это предприятие создавалось в трудные послевоенные годы и было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Проектирование и строительство нового завода в столице Башкирии осуществили в рекордно короткие сроки. Уже 25 июля 1951 года установка АВТ-1 дала стране первые тонны бензина. Во многом завод был и остается уникальным представителем БашТЭК. Именно здесь была построена первая коксовая установка в стране и впервые осуществлена вакуумная разгонка. Сегодня завод практически на 100% готов перейти на выпуск бензинов класса Евро-4 и 5. Подробнее о предприятии мы попросили рассказать генерального директора ОАО «Новойл» Сергея Борисова.
-Сергей Николаевич, чем отличается НовоУфимский НПЗ от других заводов ОАО АНК «Башнефть»?
– ОАО «Новойл» – это предприятие топливно-масляного профиля, поэтому главное наше отличие от других заводов компании заключается в том, что мы, кроме бензина, дизельного топлива, вакуумного газойля и мазута, производим и масла: моторные, трансмиссионные и специального назначения. «Новойл» также единственное среди нефтеперерабатывающих предприятий «Башнефти», которое выпускает топливо для реактивных двигателей ТС-1. Мы продолжаем развивать это направление, и сейчас наш завод ведет активную работу по освоению выпуска топлива для реактивных двигателей марки РТ и авиационного топлива для газотурбинных двигателей ДЖЕТ А-1.
– С какими результатами закончил завод 2009 год?
– В прошлом году мы переработали 6 млн 641 тыс. тонн нефтяного сырья. Доля высокооктановых бензинов в общем объеме выработки автомобильных бензинов выросла на 22% по сравнению с 2008-м и достигла 84%. Также на 8% мы увеличили долю выработки зимнего дизельного топлива. Из-за непростой экономической ситуации на мировом рынке и в нашей отрасли экономические показатели завода по итогам прошлого года оказались хуже аналогичных показателей за 2008 год. Тем не менее мы сумели достичь и даже перевыполнить основные показатели, установленные бизнес-планом на прошлый год по балансовой прибыли, себестоимости товарной продукции и затратам на рубль товарной продукции. На этот год перед нами стоит задача увеличить чистую прибыль в два раза против фактически достигнутой в 2009 году.
– Как идет процесс модернизации на предприятии? Что уже было сделано и что только предстоит?
– На заводе ежегодно формируется план мероприятий по модернизации и усовершенствованию как основного производства, так и объектов, относящихся к сервисному обслуживанию. Проводится обновление технологического оборудования, систем автоматизации и управления производственными процессами от компании ООО Техногаз г. Белгород (тел.: (4722) 40-00-60, сайт: http://texnogaz.ru). Если же говорить более конкретно, в 2009 году с целью выработки дизельных топлив класса Евро-5 на блоке гидроочистки дизтоплива установки Жекса была проведена замена каталитической системы с монтажом дополнительного реактора. Осущест-
влен перевод блока изомеризации установки Л-35-11/1000 на технологию низкотемпературной изомеризации. Для извлечения бензола из бензинов каталитического риформинга был пущен в эксплуатацию модернизированный блок 2 установки 22-4. К концу 2010 года мы планируем освоить выпуск топлива для реактивных двигателей марки РТ и топлива авиационного для газотурбинных двигателей ДЖЕТ А-1. Это потребует осуществления ряда серьезных мероприятий, в частности: произвести замену каталитического пакета на втором потоке установки гидроочистки ЛЧ-24-7, смонтировать узел ввода присадок в товарном производстве, получить пакет разрешительных документов в ряде ведущих научно-исследовательских институтов страны, а также Росавиации. Предстоит решить также большую задачу по модернизации и совершенствованию систем учета нефти и нефтепродуктов.
– У вас запланировано строительство установки сернокислотного алкилирования, а в перспективе – возведение водородной установки и установки гидрокрекинга. Можно узнать подробнее об этих планах?
– Конечно. Наличие компонентов бензина с низким октановым числом приводит к вынужденной выработке низкооктанового топлива и уменьшению прибыли предприятия. Строительство установок сернокислотного алкилирования и регенерации отработанной серной кислоты позволят заводу увеличить конкурентоспособность на рынке сбыта нефтепродуктов, а также повысить экономическую эффективность и прибыль. Отмечу, что после пуска новых установок на заводе увеличится общая выработка бензинов с 23,8 до 26%, а доля выработки высокооктановых бензинов – с 84 до 88,6%. Строительство установок производства водорода и гидрокрекинга – важный проект для всех нефтеперерабатывающих заводов ОАО АНК «Башнефть». Всем известно, что на сегодня наши предприятия не могут переработать весь объем вырабатываемого вакуумного газойля. Строительство установки гидрокрекинга полностью решит эту проблему, а водородная установка закроет тему дефицита водорода на наших заводах и позволит реализовать планы на переход выработки моторных топлив, отвечающих требованиям класса Евро-5.
– Глубина переработки нефти на «Новойле» (87,5%) – одна из самых высоких среди российских НПЗ. У вас также завидные показатели по производству высокооктанового бензина и масел. Расскажите об этих направлениях работы.
– Начиная с 1998 года у нас идет целенаправленная работа по повышению глубины переработки нефти. За это время были проведены мероприятия по техническому перевооружению установок ТК-2, ТК-3 с увеличением их производительности. Установка деасфальтизации 36-1/2 переведена на выработку деасфальтизата с применением в качестве растворителя смеси изобутана с пропаном. В 2008 году проведена реконструкция установки замедленного коксования. Что касается увеличения доли высокооктановых бензинов, в 2009 году мы пустили в эксплуатацию установку 22-4, блок № 2, которая предназначена для выделения низкооктановой бензолсодержащей фракции из компонента товарного бензина. На установке Л-35-11/1000 внедрена новая технология низкотемпературной изомеризации с заменой катализатора отечественного производства. Также в 2008 году на заводе введен в эксплуатацию блок ДИГ для выделения высокооктанового компонента бензина.
– Говорят, спорт и труд рядом идут. Проводятся ли у вас спортивные мероприятия, ведь не только работой жив человек?
– При заводе есть группа здоровья, которая занимается в плавательном бассейне спорткомплекса «Нефтяник». Наши спортсмены участвуют в спортивных соревнованиях по лыжным гонкам и легкой атлетике под эгидой Рескома Росхимпрофсоюзов. Два наших спортсмена в составе сборной Башкирского ТЭК участвовали в спартакиаде АФК «Система».
– Сергей Николаевич, приближается 65-летие Победы. Планируются ли поздравления ветеранов Великой Отечественной на вашем предприятии?
– День Победы – подвиг и слава нашего народа. И как-бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 Мая был и остается одним из самых главных наших праздников. К сожалению, с каждым годом участников той страшной войны становится все меньше. На сегодня Совет ветеранов ОАО «Новойл» насчитывает 55 участников Великой Отечественной войны. Поздравления, денежные вознаграждения и слова безмерной благодарности за совершенный ими подвиг получат все наши уважаемые ветераны.