Москва. Гостиница «Холидей Инн». Современная и красивая. Возвышается на одной из тихих столичных улиц. В холле вас встречает представительный швейцар немолодых лет. С первого шага осознаешь, что попал в солидное заведение. Под ногами - ковры, по левую руку – магазин с красочной сувенирной продукцией, по правую – дорого обставленный бар, уголок отдыха с кожаными диванами и креслами, ресторанный зал. А вокруг толпятся почти одни иностранцы. Слышна негромкая речь на разных языках. Посланника из провинциального города впечатляет.
В конференц-зале гостиницы в течение двух дней авторитетные спикеры делились с главными редакторами корпоративных газет и журналов, другими представителями из Москвы и регионов опытом того, как эффективно строить работу в условиях экономического кризиса и продвигать бренд своей компании на российском и мировом рынках. Всесторонние и глубокие доклады (более 20 за два дня) подкреплялись информацией со слайдов и из корпоративных фильмов. С одной стороны, проводить время на столь высоком форуме было интересно и полезно, а с другой – многочисленные доклады утомляли. На второй день вечером этот момент настал.
Вечерний газетный моцион
Гости собрались в просторном зале за столиками для фуршета. Сказать, что я не ожидал получения награды, будет неискренне. В душе надеялся на успех. Вечерами штудировал в гостинице корпоративные газеты, представленные на выставке конференции, чуть не до дыр зачитывал глянцевые страницы, анализировал ситуацию. Да, почти вся периодика отпечатана на глянцевой бумаге, да, газеты блестят и переливаются сочными красками заголовков, фотографий, рубрик и заливок. Приятно рукам, глазу, а сердцу и душе? Страницы корпоративных изданий пестрят официозом, рекламой, развлекаловкой и т.д. К сожалению, не нашел в них интересных рассказов о простых тружениках предприятий, зарисовок о рабочих коллективах, на что, собственно, и должно быть нацелено внимание журналистов. Совершенно не просматривается связь глянцевых газет с читателями – главными экспертами любого издания.
Что такое аутсортинг В беседе с коллегами выяснилось, что региональные корпоративные СМИ издаются аутсортинговыми компаниями. Такими, как московское издательство Media line или тот же ИД «Медиа Хаус», входящими в состав АКМР, и другими. Что в этом случае происходит? Сидит в уютном кабинете, скажем, в Краснодаре директор департамента по связям с общественностью крупного предприятия, совмещающий должность главного редактора газеты, и заказывает через московское издательство очередной «свежий» номер газеты. Конечно, за определенную плату. Цены колеблются от 200 тысяч рублей за восьмиполосный номер. Издательство принимает «идеологический» заказ, подключает своих журналистов, и через определенное время газета выходит в свет. Как правило, периодичность таких изданий – один раз в месяц или в квартал, в полугодие или в год. «Такой метод работы нас вполне устраивал, – рассказала бывший заместитель начальника управления общественных связей и коммуникаций компании «Еврохим» Мария Сапунцова. – Если не нравились материалы какого-то журналиста, то по первому моему сигналу ему находили замену».
Подавляющее большинство руководителей-пиарщиков корпоративных СМИ именно таким образом выпускают свои газеты, чем, собственно, и довольны. Зачем обременять себя лишними хлопотами, если «за деньги можно сделать все»?
Дорога к признанию
В своих субъективных заметках, поверьте, никого не хочу обидеть, тем более подвергнуть сомнению объективность судейства, вынесшего решение о победивших в конкурсе корпоративных средствах массовой информации 2010 года. На выставке мне не удалось найти эти газеты и познакомиться с содержанием. Как тут можно что-то оценивать.
Но конференции подобного рода, безусловно, полезны для представителей регионов. Во-первых, «поварившись» в международной среде пиарщиков, ощущаешь значимость прессы не только на уровне своей компании, но и всей страны, ответственность перед обществом. Во-вторых, бесценны и полезны полученные на семинаре от гуру из рекламного агентства полного цикла "Формула рекламы". В ходе семинара слушатели подробнее узнали о способах продажи рекламы на телевидении в Москве http://www.formula-advert.ru/, а также о корпоративных коммуникациях и медиабизнесе, получили теоретические знания и практические рекомендации. В-третьих, пришло осмысление уровня коммуникаций в стране и в мире, перспектив их развития. Относительно же конкурса предлагаю АКМР в будущем расширить перечень номинаций, включив, например, такую, как «Лучшее корпоративное медиа российской нефтегазодобывающей компании», а также восстановить другие, казалось бы, безвозвратно утерянные. На семинар хотелось бы приехать и на следующий год. Главное – не победа, а участие. Выводы сделаны, а победные планы осуществляются.