В связи с тем, что береговые запасы нефти постепенно истощаются, нефтяная индустрия двигается в направлении более глубоких вод в погоне за углеводородами. И, как следствие, сталкивается с проблемами подводной добычи, главная из которых – коррозия.
Нефтяники ранжируют глубину до 1000 м как глубокие воды и более 1500 м как сверхглубокие. В данное время существует около 600 действующих глубоководных скважин во всем мире, тогда как возможности для исследования сверхглубоких пока еще ограничены. Тенденции свидетельствуют, однако, что до 2015 года государственные затраты на последние увеличатся и перепрыгнут отметку в 200 млрд. долларов. Из них ¾ денег будут потрачены на необходимые подводную инфраструктуру и трубопровод, которые должны будут противостоять суровым условиям окружения в бездне.
Специфические вызовы сверхглубокой коррозии.
Работа специалистов в этом вопросе заключается в том, чтобы снизить коррозийный эффект посредствам активного мониторинга соответствующих индикаторов, таких, как точка росы, образование солей аммиака, и быстрое реагирование на возможные проблемы. Также немаловажным аспектом при строительстве глубоководных нефтепроводов является правильный выбор марок стали, таких как например нержавеющая сталь марки AISI 304, российским аналогом которой является (8-12X18H10).
Низкоуглеродистая сталь AISI 304 - это сплав, в составе которого 18% хрома и 8% никеля. Она относится к универсальным видам, широко распространенным различных областях промышленности.
Серьезное препятствие – это противостояние сильнейшему глубоководному давлению. На поверхности земли оно 14.7 Па, а на глубине 1700 м давление уже возрастает в 150 раз и составляет примерно 2227 Па. Человеческий контроль может проводиться до 70 м отметки, но дальше работают только дистанционно-управляемые аппараты.
Вдобавок к ограничениям связанным с давлением еще примыкают проблемы с системами гамма-мониторинга, спроектированные для поверхностных вод. Это тепловидение, селективная радиография, интеллектуальные скребки, ультразвуковой и микробиологические тесты, пробы жидкости, анализ линейно поляризованного сопротивления, картография и потенциальные пробы.
Поэтому пока не будут готовы соответствующие образцы этих инструментов, контроль будет нечастый и коррозийные наслоения значительно усилятся.
Научные достижения как ответ проблеме коррозии.
Такие вопросы как: высокая цена, недоступность глубоких вод, техническое обслуживание, контроль, потенциальная коррозия – препятствия на этапе разработки. Смягчение ее начала через выбор надежного материала посредством предпроектных изысканий (FEED) очень важно. В этом отношении стратегия бизнес-управления Six sigma и инструменты оценки регулирования рисков, такие как Анализ видов и последствий отказов (FMECA) и Изначально заложенная безопасность (ISD), должны минимизировать количество неприятностей.