Коллектив Центральной трубной базы ОАО «Сургутнефтегаз» занимается обеспечением подразделений акционерного общества трубами нефтяного сортамента, их ремонтом, изготовлением технологических элементов к трубным колоннам. Специфика производства требует бесперебойной и слаженной работы всех цехов, участков и служб предприятия. Наш корреспондент побеседовал с Александром Каплатый, главным механиком ЦТБ, и Сергеем Денисовым, начальником ремонтно-механического участка, который является одним из основных звеньев в производственной цепи предприятия.
Корр.: – Ежедневно производственным цехам базы требуется сжатый воздух. Расскажите об этом подробнее.
А.Г.Каплатый: – Все технологические линии трубной базы работают на сжатом воздухе. Обеспечение им цехов – тоже задача, решаемая ремонтным участком. На компрессорной станции мы провели небольшую реконструкцию. Если раньше там использовались поршневые компрессоры, то теперь перешли на винтовые. Они более надежны, ремонтопригодны, экономичны и не такие шумные. В основном работает компрессор 2ВМ4-24/9. При полной нагрузке задействуем оба, подавая по единой магистрали в цеха порядка 16 кубометров сжатого воздуха в минуту.
Чтобы работа была плавной, установили ресиверы, сглаживающие пульсацию воздуха. Чтобы повысить качество подготавливаемого воздуха и уменьшить расходы на ремонт, планируем «сократить» единую компрессорную и в каждом из трех цехов установить индивидуальный компрессор мощностью 45 киловатт. Обслуживать их станут слесари, занимающиеся ремонтом в цехах. Шума не добавится, от конденсата избавимся, качество воздуха повысится. Так что решается сразу несколько проблем.
Корр.: – Но ведь несколько компрессоров – это дополнительные расходы.
А.Г.Каплатый: – Мы говорим о перспективе. Когда работающие компрессоры выйдут на нулевую стоимость, тогда и решим вопрос окончательно. Произойдет это не завтра, а года через три. Зато уберем пневмомагистраль, и три человека освободятся от обслуживания центральной компрессорной, будут задействованы на других участках производства.
Корр.: – Какие задачи стоят перед ремонтно-механическим участком?
С.А.Денисов: – Ремонтно-механический участок выполняет три главных задачи: первая – поддержание в технически исправном состоянии металлорежущего оборудования, вторая – грузоподъемных кранов, третья – подача в цеха основного производства сжатого воздуха. Парк крановой техники за период работы, а я здесь с 1990 года, вырос до 27 единиц. И все время проводится модернизация. Если взять наши структурные подразделения и другие нефтяные компании, работающие в Тюменской области, то все они стараются поддерживать с нами связь, советуются по вопросам эксплуатации, ремонта, заказов, так как это самый большой парк башенных и портальных кранов.
А.Г.Каплатый: – Раньше мы эксплуатировали краны КП-300 и МКРС-300. Это серия более «легкая», грузоподъемностью 10 тонн. А вот обслуживание происходило практически на открытом воздухе, потому что не было закрытой башни. Машинное отделение находилось на открытой площадке, продувалось со всех сторон. И условия ремонта были тяжелые. Сейчас краны серии КП-450 оборудованы закрытой башней, имеется теплое машинное отделение.
Кроме того, значительно изменилась схема управления краном, все автоматизировано, используются современные полупроводниковые приборы, что исключает наличие громоздких электрошкафов, снимает нагрузки на электродвигатели. Это в корне изменило процесс обслуживания, облегчило труд ремонтников, хотя требует более глубоких знаний, более высокой квалификации. А других таких асов своего дела, как электромонтеры Кулюлин, Бологов и Дик, нет.
С.А.Денисов: – И эти все конструктивные изменения на кранах произошли благодаря нашей настойчивой работе с заводом-изготовителем.
А.Г.Каплатый: – Мы тесно сотрудничаем с Калининградским заводом ОАО «Балткран». Высказываем пожелания, просим что-то модернизировать, изменить, и заводчане прислушиваются, идут навстречу. Им выгодно, чтобы краны были более удобными и надежными. Директор завода со своей командой приезжал к нам неоднократно, лично общался с крановщиками, ремонтниками, отмечал для себя, каким бы нам хотелось видеть тот или иной узел крана.
С.А.Денисов: – Благодаря нашим предложениям за последние десять лет прошло значительное усовершенствование кранов, поставляемых в Сургутнефтегаз. А теперь эти краны охотно покупают в Ноябрьске, Когалыме, Нефтеюганске и других регионах нефтегазодобычи.
Корр.: – Все ли заводчане исправляют?
А.Г.Каплатый: – Не всегда. Иногда приходится самим руки прикладывать. Вот вопрос: «Можно ли из «Жигулей» сделать «Ниву»? А мы сделали. Вроде неплохой кран МКРС-300, но у него четыре «ноги», а ведущих – две. В условиях нашей местности из-за грунтов иногда «играют» подкрановые пути, что затрудняет передвижение крана. А если из двух двигателей один сгорит, то кран и вовсе становится беспомощным.
Корр.: – И вы сделали его полноприводным?
А.Г.Каплатый: – Именно. Частично изменили схему, установили двигатели на две других «ноги». Естественно, делалось все с согласия завода-изготовителя. С краном шутить нельзя. И теперь у нас практически все краны марки МКРС-300 системы 4 ВД.
С.А.Денисов: – Краны МКРС-300 открытого акционерного общества «Балткран» снял с серийного производства. Завод выпускает кран КП-450. Но если требуется решить какой-то вопрос по старым кранам, то наши предложения всегда принимаются к исполнению.
Два года назад при осмотре козлового крана МККС-32 наши специалисты обнаружили на мосте трещину. По-хорошему, надо кран демонтировать, разобрать, произвести сварку и потом вновь смонтировать.
Мы решили ускорить процесс и восстановить кран без выполнения лишних операций. По максимуму разгрузили мост, слегка приподняли большим краном и в этом положении произвели сварочные работы. Дефектоскописты просветили сварные швы и дали положительное заключение. Испытания произвели, как положено, согласно установленным правилам. В итоге вместо трех недель кран находился в ремонте три дня. Но, конечно же, все свои действия мы предварительно согласовали с заводом-изготовителем, выдавшим нам техусловия на ремонт. Прошло два года, претензий к крану нет.
Корр.: – Старых кранов много на предприятии?
А.Г.Каплатый: Процентов двадцать. Но есть программа реконструктуризации оборудования нашего предприятия до 2014 года, и за это время мы планируем часть кранов обновить. Производственно-техническая фирма «Сургутнефтетранссервис» Сургутнефтегаза проводит экспертизу техники, дает заключение о продлении сроков эксплуатации. Меняется станочный парк. Если раньше были только труборезы модели 1Н983 и токарям приходилось «разминать мышцы», то сейчас используются станки с числовым программным управлением. Большинство операторов на станках с ЧПУ – женщины.
С.А.Денисов: – Мы эти станки ремонтируем, как и все металлорежущее оборудование. Наша задача – поддерживать технику в исправном состоянии. Конечно, руководство помогает, приобретает приспособления, инструмент, гидравлические домкраты, разнообразные модернизированные съемники, старается облегчить труд людей. И отдел главного механика старается. Ведь без нашего сервиса и основное производство встанет.