Таких природных явлений на Верхнечонском месторождении не наблюдалось последние пять лет. Прохладная северная весна неожиданно сменилась жарким летом. Температура окружающего воздуха стала расти, и к вечеру 6 мая достигла +25 градусов. Снежный покров стремительно таял, промерзшая за зиму почва не впитывала влагу. Началось половодье.
Первой оказалась затопленной часть дороги, ведущей к двум водозаборам, где расположено 20 скважин. Напор стихии был настолько силен, что смял трубу диаметром два метра, предназначенную для отвода воды. Дорожное полотно оказалось размытым. Необходимо было срочно восстановить движение, чтобы обеспечить доступ персонала для обслуживания скважин. Ежедневный круглосуточный контроль над этими сооружениями требуется для обеспечения надежной работы системы ППД.
Как рассказал заместитель директора укрупненного нефтяного промысла Альберт Гильфанов, на борьбу с паводком была брошена тяжелая техника. Чтобы спустить скапливающуюся у насыпи воду, в дорожном полотне сделали проход шириной около десяти метров. Это расстояние операторы по обслуживанию скважин преодолевали, держась за канат, натянутый через бурлящий поток. Когда уровень воды снизился, появилась возможность соорудить перешеек, в основание которого положили стальные трубы, засыпав их скальным грунтом. Движение было восстановлено. Но в это время поступил новый сигнал тревоги. Река Бирая, пересекающая основную магистраль, соединяющую Верхнечонское месторождение с Талаканским, вышла из берегов и затопила дорожное полотно на высоту до полуметра.
Действовать предстояло решительно и быстро. С учетом стратегического значения трассы для жизнедеятельности нефтепромысла движение транспорта решено было не останавливать. На протяжении десяти метров верхняя часть дорожного полотна была снята, чтобы освободить пространство для стока воды. В результате обнажилось основание из скального грунта, по которому с помощью тягачей продолжали переправляться большегрузные автомобили.
Ночью ширину протоки увеличили. Это позволило снизить уровень воды и провести восстановительные работы. Однако коварный паводок приготовил новый сюрприз. Еле заметная речушка, русло которой пересекает дорогу, ведущую на кустовую площадку № 52, под воздействием половодья превратилась в бурный поток, и вода хлынула на дорожное полотно. Это стало препятствием для транспортировки бурового комплекса, который переезжает на новое место дислокации. Чтобы восстановить движение, пришлось соорудить протоку и спустить воду, а потом засыпать разрушенный участок скальным грунтом. Наилучшим вариантом было бы уложить на этом участке дорожные плиты, либо железобетонные плиты ПДН.
— Дни майского половодья стали настоящим испытанием для всех, кто трудится на месторождении, — говорит Альберт Гильфанов. — Работы велись днем и ночью, никто не считался со временем.
С помощью мобильного телекоммуникационного оборудования была установлена прямая связь между центральным офисом ВЧНГ и местом проведения работ. Разгулявшейся стихии люди противопоставили твердость характера и организованность действий. В чрезвычайных обстоятельствах оперативно и слаженно работали все службы нефтепромысла, высокой оценки заслуживает участие в ликвидации последствий паводка специалистов подрядных организаций Ангаралесстрой, Каргосопдорстрой, Аргуспайплайнсервис.
Сейчас угроза распространения паводка миновала. Инженерные сооружения на промысловых дорогах тщательно обследованы. Это необходимо для разработки мер по предотвращению затопления транспортных магистралей, если большая вода вновь придет на месторождение.