Однажды главный инженер НГДУ «Талаканнефть» Виталий Быков немало удивил представителей якутских масс-медиа: уверенные в том, что нефть – это подземная река, они были поражены, когда узнали, что черное золото приходится буквально вытягивать из земли.
Виталий Вениаминович показывает керн, послуживший основным просветительским материалом на той памятной пресс-конференции, и мы продолжаем в очередной раз затронутую журналистами тему Талаканского месторождения, в деле освоения которого, несмотря на ряд блестящих побед, все еще остаются вопросы.
– Виталий Вениаминович, выходит, все разговоры о бьющих на Талакане фонтанах нефти – миф?
– Как раз наоборот. Из 76 добывающих скважин, работающих сегодня на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении, 25 оснащены УЭЦН. Остальные эксплуатируются фонтанным способом.
– В таком случае чем вызвана необходимость перевода добывающих скважин на механизированный способ добычи, а также вывод бригад Сургутского УПНПиКРС и УКРСиПНП в Восточную Сибирь?
– Месторождение находится на стадии опытно-промышленной эксплуатации, поэтому проходит апробация всех методов добычи, в том числе и механизированного. Вторичные методы повышения нефтеотдачи позволят получить ответ о добычных возможностях Талакана. В настоящее время силами бригады УКРСиПНП реализуются проектные решения по вскрытию продуктивного пласта Талаканского НГКМ на депрессии: успешно проведено удлинение горизонтального участка ствола скважины №114Гр – вероятно, первой скважины в Восточной Сибири, пробуренной по данной технологии.
Эта работа в текущем году планируется еще на четырех скважинах, что, по нашим ожиданиям, даст дополнительный прирост добычи нефти. Кроме того, сегодня мы осваиваем технологию селективного кислотного ГРП. Это нестандартный вид гидроразрыва пласта, обусловленный прежде всего геологической уникальностью Талаканского месторождения. Уже получены первые результаты, и они нас вполне устраивают.
Тем не менее делать окончательные выводы относительно эффективности применения вторичных методов на Талаканском месторождении пока не берусь – необходимо время и определенный накопленный опыт.
– Успешность проведения геолого-технических мероприятий (ГТМ), в том числе ГРП и бурение на депрессии, а также разбуривание и последующая разработка нефтяных залежей напрямую зависят от корректности геологической и гидродинамической моделей месторождения. Какие инструменты для реализации ГТМ имеются сегодня в НГДУ «Талаканнефть»?
– Не скрою, до недавнего времени геологическая служба НГДУ при проводке эксплуатационных скважин и проектировании ГТМ использовала хорошо себя зарекомендовавшую «дедовскую» методику – структурную карту, построенную по результатам интерпретации данных 2-D или 3-D сейсмики, каротажки ГИС и светлую голову геолога. Но приобретение ряда лицензированных программных продуктов, например таких как PDF конвертер, в том числе таких известных сервисных компаний, как «Шлюмберже», позволяющих проводить секторное моделирование при планировании ГТМ, подняли эти работы на новый, более качественный уровень.
– Известно, что Талаканское, а теперь еще и Алинское месторождения характеризуются не только сложным геологическим строением, но и аномальными физико-химическими характеристиками пластовых флюидов. В частности, повышенным содержанием хлористых солей в нефти, чреватым целым рядом серьезных последствий для нефтеперерабатывающих предприятий. В какой мере решения, которые вы принимаете в связи с этим, соответствуют поставленным целям и какие дополнительные усилия необходимы для их выполнения?
– Это стандартный комплекс мероприятий, к которому мы пришли эмпирическим путем, – обессоливание нефти пресной водой, добавление реагентов.
На данном этапе эффект от их реализации очевиден. Что будет дальше, судить не берусь. Не исключено, что подтоварная вода, появления которой мы ожидаем через два-три года, преподнесет ряд новых «сюрпризов», нам пока неизвестных. Поиски решения проблемы продолжаются. В настоящее время мы изучаем опыт борьбы с солями в других регионах, в частности в Пермском крае. Не исключено, что он окажется приемлемым и в нашем случае.
– Завершая наш разговор, предлагаю вернуться к главному событию года: что показал запуск Алинского месторождения, подтвердились ли первоначальные прогнозы?
– Сегодня нам важно до конца понять сложную геологию месторождения, по этой причине мы пока не строим больших планов относительно возможностей Алинки. На сегодняшний день пробурено пять скважин, по результатам эксплуатации которых можно будет судить о добывающем потенциале продуктивного горизонта.
Что же касается Талаканского месторождения, в ближайшие два года его ожидают серьезные перемены. В частности, руководством ОАО «Сургутнефтегаз» принято решение о выводе дополнительных трех бригад бурения в Восточную Сибирь. Тем самым ускоряются темпы разбуривания месторождения и, следовательно, увеличиваются объемы добычи черного золота.