Калинин Юрий Михайлович — начальник Южно-Соленинской компрессорной станции (дожимной) УМГа. Стаж работы на одном месте почти 30 лет. Как, наверное, здорово командовать людьми, которые провели большую часть своей жизни на одном объекте и досконально знают производство. А Юрий Михайлович свою станцию еще и построил с нуля.
А до «нуля» Калинин собирал на этом месте грибы: только что легендарный начальник ГПУ Валентин Иванович Репалов взял его на работу слесарем, дал на первое время 50 рублей и отправил на Южно-Соленое. Тогда Юрий Калинин особого значения словам «Будем строить станцию!» не придал. Перед армией он успел отучиться на отделении турбиностроения Волгоградского техникума нефтяной и газовой промышленности и планировал после службы искать работу в родных краях. Когда в часть прибыли вербовщики из Медстроя, он решил посмотреть Север: «Норильск затягивает, смотрю, до сих пор…»
Вскоре на Южно-Соленинском стало не до грибов и ягод. Набрали штат, приехал Александр Григорьевич Бабичев (прим. — первый начальник Южно-Соленинской компрессорной станции (дожимной)) — и завертелось. «Вы представляете, что такое построить станцию за полтора года? Это возвести 11 (!) объектов, завезти и установить в них техническое оборудование… Темпы строительства были очень высокими, снабжение отличным. В декабре 1985-го сделали первые холодные прокрутки агрегатов, и уже в 1986 году начали перекачку».
С тех пор компрессорная станция дает «Норильскгазпрому» около миллиона кубометров газа ежегодно. Без станции, вследствие технологических особенностей производства, этот миллион бы просто не добрали. И скажи кто Юрию Калинину тогда, во время транспортировки и установки пылеуловителей на второй очереди строительства, или при обсуждении проектных решений, что он будет руководить этим комплексом, он бы ни за что не поверил. Молодой специалист даже не задумывался об этом, амбиций не ощущал, а когда, спустя несколько лет, предложили, долго не соглашался. Пошел в начальники «до подбора кадров». Вот недавно другмашинист ушел на пенсию досрочно, а Калинину еще три года ждать этого стресс-события.
С другой стороны, есть время подрастить смену и дообосноваться в Красноярском крае. В молодости, бывало, на выходные к жене и детям в Красноярск летал из Алыкеля то в багажном отсеке, то в пилотской кабине, а живя в Норильске, южанин понял, что полюбил зиму… Вот и решила семья осесть в Сибири. Хотя есть вероятность, что связь семьи с НГП (жена Галина Михайловна, между прочим, геолог) продолжит сын Михаил, который скоро станет технологом автоматизации производства или дочь Ирина — логист.
Смена поколений на станции, по словам Юрия Калинина, началась где-то в 1994 году. Начальник всегда поддерживает стремление молодежи повышать свой квалификационный уровень. «Мазурик работал у нас и отучился в ВУЗе, Золотухин и Портновский заканчивают институты, Сафин и Моторин тоже на последних курсах. Многие из прошедших через компрессорную станцию сейчас работают на ответственных должностях, как, например, Викторов и Соколов».
Самого Калинина три десятка лет на станции держал скорее сплоченный коллектив, ведь подобную КС можно было бы найти и в другом месте. «Это мое. Человек должен быть на своем месте, и ему должно быть комфортно на работе. Если все совпадает, то тогда все производительно работает, вот и все. И от руководителя многое зависит. Кто-то может серьезно руководить, кому-то этого не дано. Разве сложится коллектив у начальника, который пытается командовать, выкручивая людям руки?»
В ноябре 1989 года взрывная волна после аварии на трассе чудом не зашла на КС, хотя основной выброс случился в 500 м от нее. Спасибо «мертвым» опорам на входе и выходе со станции — они погасили ударную силу. Пока восстанавливали газопровод, нужно было сохранить живой систему отопления станции, купленную тут и привезенную из Беларуси. И никто не считал, сколько усилий пришлось каждому из них приложить, сколько дров для топки перетаскать и продежурить. Коллектив сохранил станцию и все же дождался момента, когда южно-соленинский газ пришел на дожимную. Костяк коллектива станции сложился с самого начала — Александр Кудрявцев, Виктор Рыжов, Александр Горобцов, Сергей Филиппов начинали работать на КС одновременно с Юрием Калининым. В 90-е состав усилился Сергеем Быховцем, Александром Сенченко, Андреем Золотухиным и другими коллегами, на помощь которых всегда можно положиться.
Теперь ДКС — объект со стажем, ее деятельность давно упорядочена, а у начальства стало больше бумажной работы. 2012 год отработали бесперебойно, на время остановки агрегатов к подключению были готовы резервные. Устойчивость режима газоснабжения требует от работников компрессорной станции повышенного внимания ко всем механизмам и деталям. Вот обнаружили, что увеличился расход масла на одном из нагнетателей, перешли на резервный, нашли причину и устранили. Доставлен заказанный модуль свободной турбины, прибывают представители завода-изготовителя, и появляется еще одна возможность для молодых работников получить дополнительную практику. По мнению Калинина, технические требования к организации производства сильно возросли, поэтому проверка знаний персонала — один из ключевых моментов его работы. Также важно обучать молодежь смежным специальностям. «Учебная база» в этом смысле обычно расширяется в сезон летних ремонтов, когда агрегаты становятся доступнее: учись, не ленись.
Конечно же, Юрий Михайлович Калинин — тоже обладатель звания «Кадровый работник», а его заслуги признаны и руководством Общества, и органами власти Норильска и Красноярского края. Его молодость пришлась на первый заполярный газопровод, питающий топливом большой Норильский промышленный район. Причем пришлась, по его словам, на самые ответственные его участки — сначала ГПУ, а с 2006 года — УМГ, которому КС была переподчинена. Без сопутствующих служб, конечно же, не обойтись, но главное все же — добыча и транспортировка газа.
«Если разобраться, на вахте прошла часть моей жизни», — говорит он. И добавляет: «Причем, с удовольствием!»