Золотыми буквами вписано имя рационализатора и изобретателя Адама Хасанова в Книгу Почета ОАО «Сургутнефтегаз».
– Я бы никогда не смог работать где-то на конвейере или сидеть в кабинете, – говорит слесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования шестого разряда цеха №1 ЦБПО РНЭО Адам Исрапилович Хасанов. – Меня угнетают монотонность, однообразие. Люблю, чтобы каждый мой рабочий день был не похож на другой. Вот у меня работа именно такая! Мне даже присесть, порой, некогда – и это меня вполне устраивает. Я не считаю минут до конца смены, иногда и про обед не вспомню даже - время для меня летит незаметно.
По распределению после Ставропольского политехнического института у инженера-гидротехника Адама Хасанова была возможность работать в Сочи, Харькове, Анапе, но он приехал в Сургут, где строилась ГРЭС. Об этом тогда писали все газеты. На Всесоюзную комсомольскую ударную стройку в Сургут уезжали многие знакомые ребята, и Адам с нетерпением ждал отправки в далекую Сибирь. Это был 1979 год.
Устроился комсомолец Хасанов инженером по качеству в производственно-техническом отделе строительного управления Сургутской ГРЭС-1, вскоре возглавил совет молодых специалистов. Впоследствии был избран секретарем комсомольской организации. Об этом нелегком, но необыкновенно значимом для него периоде жизни, Адам Исрапилович должен будет когда-то начать писать мемуары.
Доработав до своего первого отпуска, парень помчался в город Грозный, где женился на своей возлюбленной Бакат, с которой учились вместе с первого по одиннадцатый классы, и в Сургут они уже вернулись вместе.
– По нашим обычаям мужчина в семье имеет решающее слово, – лукаво улыбается Адам Исрапилович. – Но он является кормильцем, должен принести в дом все необходимое, и только у него болит голова за благополучие своей семьи.
А супруга у меня оказалась мудрой женой, очень хорошей матерью и прекрасной хозяйкой. Я порой удивляюсь ее способностям распорядиться нашим семейным бюджетом. У нее всегда на все необходимое хватает денег, какую бы зарплату я ни приносил. Мы не стремимся к роскоши, к излишествам, мы стремились к одному – поставить на ноги четверых детей, дать им необходимое для самостоятельной жизни образование.
С этой задачей супруги Хасановы почти справились. Старший сын закончил медицинский факультет Сургутского университета. В Питере сначала была ординатура, затем аспирантура. И сегодня он уже заведующий отделением Мариинской больницы. Одна из дочек тоже медик, другая – будущий экономист, а младший сынишка – восьмиклассник. Сам Адам Исрапилович с детства увлекся радиотехникой – приемники, магнитофоны, а с годами и автомобили хоть российского, хоть импортного производителя не являются для Адама Исрапиловича неразгаданной загадкой.
В школьные годы Адам постоянно занимал призовые места в олимпиадах по физике, химии, математике, и еще обучаясь в седьмом классе, чеченский мальчонка был зачислен в МГУ на условиях полного государственного обеспечения. А в многодетной семье, где кроме него воспитывалось еще пять братьев и две сестры, не нашлось возможности отправить сына в Москву.
Но вот уже многие годы несостоявшийся Кулибин не перестает удивлять своими неординарными способностями технаря коллектив Центральной базы производственного обслуживания по ремонту и наладке энергетического оборудования ОАО «Сургутнефтегаз», где он трудится с февраля 1984 года. Адаму Исрапиловичу поручают особо сложную работу: он освоил технологию ремонта электродвигателя СДКП мощностью 4000 кВт, двигателей постоянного тока для буровых установок мощностью до 1000 кВт. В своей производственной деятельности Хасанов активно сотрудничает с инженерно-техническими работниками, как своей базы, так и со специалистами многих структурных подразделений Сургутнефтегаза. На базе сегодня работает более десяти его учеников, среди них и старший мастер цеха №1 Денис Дмитриев:
– В этом цехе восемь лет назад я начинал работать электромонтером, и мне очень повезло с наставником, Адамом Исрапиловичем. Помню до сих пор тот сварочный генератор, который я должен был починить. Рецепта – как, что и в какой последовательности делать – не было, а ремонтировать надо! Оборудование зачастую приходит единичное, штучное, чаще всего импортное, и нет ни технологии, ни оснастки для его ремонта. Вот в таких случаях Адам Исрапилович специалист незаменимый! Он никогда и никому в своей помощи не отказывал.
Вот совсем недавний случай: аварийно вышли из строя два турбогенератора – 12-мегаваттные машины с газотурбинных электростанций. Пришлось их ремонтировать в авральном режиме, люди работали и в выходные. Адам Исрапилович успешно справился с балансировкой роторов, каждый из которых весил порядка восьми тонн. Как одного из опытнейших специалистов, Хасанова нынешней весной командировали на Талакан, чтобы качественно выполнить предпусковую ревизию взрывозащищенных двигателей на насосных станциях.
– Адам Исрапилович у нас очень грамотный, заметный специалист, – рассказывает Руслан Сафиуллин, электрослесарь по ремонту электрических машин, бригадир второй бригады. – Привозят нам, к примеру, блоки управления с генераторов, и их никто не берется делать, потому что нужно копаться в микросхемах – это малоинтересное занятие. Да и далеко не каждый в этом разбирается.
И вот Адам Исрапилович в команде с другими изобретателями изготовили специальный стенд, при помощи которого эту работу сейчас люди делают без особого труда, и теперь мы на этом стенде сами испытываем блоки управления.
Он у нас еще и уникальный автослесарь. Ребята подходят к нему с вопросами по своим автомобилям. Он лишь по описанию жалоб автолюбителей на свою машину может сориентироваться, что у этого автомобиля не в порядке.
Когда Адам Исрапилович уходит в отпуск, мы дождаться не можем его возвращения – трудно без его советов обходиться! Богатый производственный опыт позволяет Адаму Исрапиловичу принимать эффективные, беспроигрышные технические решения по совершенствованию организации и технологии ведения ремонтных работ электрооборудования. Он не считается со временем, решая вопросы технического перевооружения ремонтной базы предприятия, активно участвует во внедрении новой техники как отечественного, так и зарубежного производства.
– В хозяйстве УВСИНГа сегодня находится шестнадцать ГТС с итальянскими двигателями, которые по мощности слабоваты, – говорит Хасанов. – И мы ломаем головы, как их усилить. Первый из них пришел в Сургутнефтегаз лет шесть назад и вскоре уже потребовал ремонта. Итальянцы, как выяснилось, ремонтом не занимаются, они просто-напросто меняют пришедший в негодность двигатель, а мы себе позволить этого не можем.
К решению этой проблемы подключилось наше руководство, мы связались с институтом и, думаю, что в скором будущем решение обязательно найдется.
На счету слесаря по ремонту и обслуживанию электрооборудования Адама Исрапиловича Хасанова огромное количество рационализаторских предложений. И хотя он пока еще не получил золотого знака, учрежденного в нашей Компании для самых достойных новаторов и изобретателей, но золотыми буквами вписано его имя в Книгу Почета ОАО «Сургутнефтегаз».
26 сентября Адам Исрапилович Хасанов будет принимать поздравления по случаю своего 55-летнего юбилея. И самыми дорогими пожеланиями для него будут пожелания близких и поздравления родного коллектива. Адам Исрапилович считает себя счастливым человеком, который испытывает радость в семье и всегда в приподнятом настроении приходит на работу.