По итогам работы в 2011 году лучшим наставником ВЧНГ признан старший оператор обезвоживающей и обессоливающей установки. Он номинирован для участия в конкурсе «Лучший наставник ТНК-ВР». На Верхнечонском месторождении Виталий работает с 2008 года. Свою специальность считает самой интересной на нефтепромысле. Ценит в людях порядочность, дисциплинированность. Эти же качества воспитывает у своих подопечных.
— Виталий, с чего начинается работа наставника?
— С установления доверительных отношений. Когда молодой человек впервые приходит на производство, ему нужна поддержка. Не только профессиональная, но и дружеская. Чем быстрее пройдет процесс адаптации в коллективе, тем проще будет овладеть профессиональным мастерством.
— А как вы делали свои первые шаги в нефтянке?
— Это было на Самотлоре. Профессия нефтяника у нас семейная. Сначала я чуть было не изменил ей, получил юридическое образование. Но, поработав юристом, понял: от судьбы не уйдешь. Окончил школу буровых кадров в Нижневартовске, а настоящим профессионалом стал благодаря опытным учителям, которых встретил на производстве. Они стали моими наставниками. Так что теперь передать накопленный опыт я считаю своим долгом.
— Но ведь забота о молодежи требует времени, отвлекает от основной работы…
— Это как посмотреть. Процесс наставничества — взаимовыгодный. Я не только передаю свои знания. Отвечая на вопросы молодых, размышляя, как решить проблемы, которые они ставят, я получаю стимул к профессиональному росту. Для наставника главное — быть личным примером.
— Это вам удается?
— Мы управляем огромным технологическим комплексом подготовки нефти, несем ответственность за качество конечного продукта. Это требует постоянного совершенствования знаний и навыков. Я участвую в конкурсах профессионального мастерства. Последние два года занимал первые места в состязаниях операторов обезвоживающей и обессоливающей установки.
— Но чтобы быть успешным наставником, нужны не только профессиональные знания…
— Совершенно верно. Для этого в рамках программы наставничества ТНК-ВР действуют специальные курсы. На занятиях мы получаем навыки по психологии, педагогике. Это очень интересно и полезно.
— А по каким критериям оценивается эффективность работы наставника?
— Существует специальная система оценки. Но для себя лично я определил так: если рядом с подопечным чувствуешь себя спокойно, значит, уроки не прошли даром. Это я могу сказать об Александре Василькове, который уже вышел на самостоятельный путь. Он стал уверенным в себе профессионалом. Сейчас работаю с Андреем Ступиным.
— Как строятся ваши отношения?
— На правильном понимании каждым своей роли. Я человек ответственный и требую этого от других. Иначе в нашей работе нельзя. Ведь от действий оператора зависит не только качество конечного продукта, но и безопасность людей. Стараюсь, чтобы молодые коллеги поступали так же.