На слет семейных династий в этом году для чествования пригласили семью норильскгазпромовцев Мартыновых. Общий трудовой стаж родственников в районах Крайнего Севера составляет 104 года, из них более 80 лет отданы Норильскгазпрому. На торжественный вечер пришли те, кто был свободен от вахты. Среди них — начальник Тухардского цеха управления материально–технического снабжения ОАО «Норильскгазпром» Вадим Валерьевич Мартынов, негласно признанный родственниками главой семьи в хорошем смысле этого слова. Вашему вниманию — рассказ о грамотном специалисте и интересном, рассудительном, цельном человеке — труженике и его родственниках.
— Мы летели долго-долго на двух самолетах, потом на вертолете. В итоге с вещами оказались перед одним из краснорыжих вагончиков в тундре, в котором, как я понял, мы будем жить какое-то время, а потом поедем дальше. И поэтому я частенько выбегал на улицу и высматривал, ждал паровоз, который, как я считал, обязательно появится и потащит эти вагоны дальше. Но паровоз в Тухард за 34 года так и не пришел. Вадим улыбается и удивляется интересному свойству человеческой памяти сохранять отдельные детали, запахи и ситуации, ведь это случилось в теперь уже далеком 1977 году. Основатель династии — папа Вадима Валерий Владимирович перевез жену и четырехлетнего сына из города Серов Свердловской области на Таймыр. Сам он приехал в Тухард годом раньше по вызову и работал электриком в Норильсктрубопроводстрое. До переезда отец Вадима закончил Серовский металлургический техникум, семья жила с мамой отца Варварой Семеновной в многоквартирном доме, и детская реакция на кардинальную смену обстановки вполне понятна. Новое жилье в поселке Тухард было четырехместным и два места уже были заняты другими работниками. Молодая ячейка общества «пошла на подселение», в те времена это было нормальной практикой, наладила быт и началась новая жизнь. Мама устроилась на работу телефонисткой, и пока родители были на работе, Вадим знакомился с окрестностями и соседями, и поэтому сегодня в Тухарде для него тайн нет.
Обратно в Серов пришлось долго лететь, когда настала пора идти в школу. Родители интернатам в Дудинке и Норильске предпочли родную бабушку. Как считает жена Вадима Елена, именно привычки и принципы, заложенные Варварой Семеновной, сформировали характер мужа. Работница тыла в военные годы, женщина трудолюбивая и требовательная к себе и другим, смогла привить внуку правильные ценности. Впрочем, их попробовали поколебать сложные и не совсем понятные 90-е, но вскоре все стало на свои места. Дело в том, что у Вадима всегда была страсть к музыке, хотя музыкального образования он не получил. После окончания школы он с друзьями основал небольшую студию звукозаписи и вполне был доволен скромными доходами от продажи магнитофонных кассет. Сложные времена быстро внесли свои поправки — клиентов становилось все меньше, заработков на жизнь тоже. С родителями приняли решение — возвращаться на Север.
К переезду Мартынов-младший подготовился основательно — отучился в Серовском профессионально–техническом училище на крановщика. Решение было принято не наобум. Вадим видел раньше в Тухарде плавкраны, знал, что это за работа и считал ее хоть и сложной, но интересной и денежной. К цели двадцатилетний парень шел уверенно и устроился временно грузчиком–стропальщиком. Во-первых, потому что основная работа летом — это разгрузка барж на которых установлены судовые двигатели weichai power, и быть в гуще событий, как минимум, интересно и познавательно. Во-вторых, так Вадим оказывался максимально приближенным к своей мечте. Можно было вблизи наблюдать за работой опытных крановщиков, пытаться уловить какие-то профессиональные секреты и навыки. Потом временный статус работы сменится постоянным на несколько лет и Лену — распределителя работ, еще не жену, немножко запутает, кем этот парень работает: то он грузчик, то замещает мастера, а через месяц его опять надо табелировать как грузчика.
Начальником цеха материально–технического снабжения в 2007 году Вадим стал, пройдя «пальцами» все без исключения ступени карьерного роста и получив высшее образование в Норильском индустриальном институте. Вопрос об образовании — один из ключевых в жизни человека, в этом Вадим Валерьевич убежден. Причем, образовании качественном. Он на собственном опыте познал, что в этом вопросе надо быть особо избирательным, когда решил перейти из одной заочной школы бизнеса в НИИ. Два года платного обучения в новомодном учебном заведении госвуз с устоявшейся репутацией не зачел. Норильский индустриальный он выбрал неслучайно, институт выпустил не одного толкового и делового специалиста и руководителя. И это еще один из принципов ответственного человека Вадима — осваивать чужой положительный опыт, но принимать решения самостоятельно. Ведь устраивала молодого человека работа и зарплата грузчика-стропальщика, мог сам многим денег занять.
После работы каждый день ходил в спортзал качать мышцы, с друзьями на отгулах рыбачил, с удовольствием летал на вахты. «Да, работа была, может, физически тяжеловата, — говорит он сегодня, — но я вспоминаю тот период моей жизни как один из самых лучших». Все устраивало, но что-то свербило в душе, когда показывали студенческую жизнь по телевизору, вспоминались школьные математические олимпиады и хорошие результаты, которых Вадиму добиться было несложно. В итоге сформировалось желание не только продолжать работать, но и начать учиться.
Вадим Мартынов мог бы, конечно, стартовать молодым специалистом с экономическим образованием после ВУЗа, но тогда откуда взялся бы у начинающего руководителя опыт, позволяющий сегодня качественно руководить немалым коллективом и оптимально выполнять производственные задачи. К примеру, навигация этого года проинспектировала коллектив на работоспособность еще раз. «Случилось то, чем нас «пугали» в последние годы, — говорит Вадим, — пошел вал грузов. Сегодня вид сверху на Тухард — это сплошные белые трубы для новой ветки газопровода. Порой казалось, что надежных площадок для их складирования попросту не хватит, потому что погода и тундра тоже вносят коррективы, приходилось проверять подготовленные и отсыпать новые». Еще одна тема, которая не может его оставить равнодушным — рабочие кадры. По его словам, чего стоит человек на вахте, становится ясным не сразу. Иногда приходится вести воспитательные беседы с теми, кто ошибся с выбором и разочаровался в предложенной работе, либо просто не хочет работать. «В этом смысле я поддерживаю идею приглашения работников с «материка», — делится размышлениями Вадим Валерьевич. — Во всяком случае, человек знает, зачем он сюда приехал и что ему надо с чем-то вернуться. Единственный минус в вахтовой системе — ослабевает чувство собственника: на всем готовом и не своем меняется психология человека».
Ни Север, ни Тухард Вадиму за эти годы не надоели. «Сегодня мне комфортно, потому что, по моим ощущениям, я на своем месте», — говорит Вадим. Тем не менее, он планирует продолжить образование: «Надо получить специальность, более близкую к нефтегазовой сфере». О том, чтобы сменить отрасль, он даже не задумывался. Единственное, что (или кто) может помешать его планам — жена Лена. Нет, она не против, но тоже хочет стать студенткой, а для семьи с двумя детьми два заочника — многовато, так считают оба.
Классическое значение слова «династия» к Мартыновым подходит мало. В этой семье — родне, работающей в Норильскгазпроме, никто никому корон и теплых местечек по праву рождения не готовил и передавал. Так сложилось, что приходили и устраивались на ту работу, какая есть. Основатель трудовой династии Валерий Владимирович, первым открывший Таймыр и Норильскгазпром для Мартыновых, вышел на пенсию в 2006 году. В настоящее время получил сертификат на переселение и готовится вернуться на малую родину — в Серов. Мама Вадима расстаться с севером, детьми-внуками, друзьями-подругами, которых приобрела за эти десятилетия, еще не «созрела». Может, и поехала бы на «материк», но только с одним условием — взять внука Кирилла с собой. Этот вопрос в стадии обсуждения и «консенсуса» пока не найдено. Валентина Александровна продолжает летать на вахты в Тухард, где она теперь работает машинистом по стирке и ремонту спецодежды, а проживает в Дудинке — в квартире, которую когда-то получила от предприятия.
Под опекой мамы — младший брат Вадима Евгений. Разница в возрасте у братьев Мартыновых составляет пять лет. Женя вырос в Тухарде и сейчас работает водителем топливозаправщика вместе со многими приятелями детства. Старший брат очень сдержан в характеристике родственников, о Евгении говорит, что тот «неплохой водитель и на него можно положиться». Интересно складывается жизнь: Вадим сейчас работает именно на том причале, где практически прошло детство Жени. «Бездетсадный» Женя очень любил гулять на причале и его там все знали. Как вспоминает Вадим, в те времена детские просьбы «Дяденька, прокати на тракторе! (вариации — катере, вертолете)» никого не шокировали. А однажды в непогоду Женьку потеряли и был страшный переполох, пока пилоты вертолета МИ-8 не позвонили из Дудинки и не успокоили: ребенок с нами, мы в гостинице, ждем погоду на вылет.
Сестра Наташа младше Вадима на 13 лет. Она вообще родилась в Тухарде, потому что маму просто не успели вывезти в Дудинский роддом. Закончила Красноярский автодорожный техникум, работает делопроизводителем в Тухардской линейной эксплуатационной службе Управления магистральных газопроводов и летает на вахты из Норильска. Одно время с ней в Тухард летали кролик и кошка, в городе питомцев оставить было не на кого. А питомцы у нее есть всегда — Наталье сложно пройти мимо бездомных животных, она их подбирает и заботится. Родственникам, говоря о Наташе, трудно сдержать улыбку, потому что основная черта ее характера, по их словам, доброта.
Жена Вадима Елена приехала в Тухард в 1999 к тете на Факел из Кемеровской области после техникума. Через полгода она устроилась на работу в Норильскгазпром. По работе приходилось летать в Норильск теми же рейсами, что и Вадиму на вахту. Интерес к сотруднику получился взаимным и общение закончилось, как в хорошем фильме, бракосочетанием и собственным жильем в Норильске. Когда родился Кирилл, на одного пассажира у норильскгазпромовского авиапарка стало больше. Нянь находили в Тухарде на месте, благо, подруг и знакомых у Лены и Вадима хватало. Полгода с Кириллом нянчилась дочка друзей — Кcюша Ямкина. Кроме работы, Лена активно участвовала в общественной жизни, будучи председателем участковой избирательной комиссии. Так продолжалось до ЧП, которое заставило молодых родителей пересмотреть некоторые взгляды на жизнь: вахтовый вертолет попал в грозовой фронт между Дудинкой и Норильском, пошел на вынужденную посадку в тундре. Все обошлось, никто не пострадал, но Лена задумалась о том, что не имеет права подвергать риску ребенка. Когда ей предложили перейти на работу в отдел авиаперевозок диспетчером, она согласилась сразу, а три года назад в семье произошло пополнение — родилась дочь Даша. Работа Лене нравится, вот, она и доказывает мужу, что ей стоит не попытаться поступить в Санкт–Петербургскую Академию гражданской авиации. С детьми помогают справляться все, кто находится в зоне доступности. Ближе всех географически теперь живет отец Лены — Павел Николаевич. Узкий специалист — мастер по ремонту элетрооборудования машин и механизмов, он тоже оказался востребованным в НГП. Музыканта–самоучку с открытым характером всегда с нетерпением ждут и в гараже в Тухарде, и в семье. По словам родственников, душа компании — это о нем.
Родня для Вадима Мартынова — вопрос деликатный. Всем, кто трудоустроился в Норильскгазпром при его начальствовании, пришлось пройти дополнительный инструктаж: работать достойно, на преференции и неоправданные бонусы не рассчитывать — поблажек не будет, будет спрос такой же, как с других.
Мы — норильчане Укрепят ли своим участием трудовую династию норильсгазпромовцев Мартыновых Кирилл и Даша, говорить пока рано. Отец старается дать детям максимум возможностей попробовать себя в том, что кажется им с Леной интересным. Все вместе ездят на каток, 8-летний Кирилл занимается плаванием, в ближайшем будущем — занятия музыкой. Причем за записями далеко ходить не придется — Вадим продолжает собирать альбомы и диски. «На этой базе уже можно клуб по интересам открыть», — замечает Лена, намекая на немалые объемы. После переезда в трехкомнатную квартиру также увеличилось количество аквариумов. Их стало пять, и они заняли место самой большой кладовки. Насколько сейчас дети Мартыновых включены в работу Норильскгазпрома, можно судить по содержанию телефонного разговора трехлетней Даши с отцом:
— Папочка, ну, что же ты все не едешь и не едешь с вахты?
— Так мама за мной еще вертолет не прислала.
— Ну, где она сейчас возьмет вертолет, на улице же темно уже?!
Особая радость, когда приезжает бабушка из Дудинки и печет свои вкусные пироги. «Так и живем на два города — Норильск и Дудинку», — улыбается Лена. И тут же поправляется: «Нет, мы с Вадимом все же больше норильчане. Здесь дом, дети, работа, давние друзья, и нам здесь хорошо».