Федоровское управление геофизических работ – лидер по количеству выполняемых скважино-операций в тресте «Сургутнефтегеофизика». Почти половину из этих заказов обеспечивает Сургутское УБР-1, немного меньше – НГДУ «Комсомольскнефть», НГДУ «Федоровскнефть» и другие структурные подразделения ОАО «Сургутнефтегаз». Свою беседу с начальником ФУГР Ленаром Шайхуллиным мы начали с разговора о буровиках.
– В прошлом году буровики УБР-1 имели за сто тысяч метров проходки на каждую из своих тринадцати бригад. Понятно, что они тянули и сейчас нас тянут в плане объемов геофизических работ. Только за этот месяц им предстоит сдать 55 скважин. Хочется напомнить, что две наши партии по инициативе управления по бурению были награждены при вручении премии имени А.Усольцева. Работники получили дипломы и хорошее денежное поощрение. Думаю, это справедливо, ведь в успехе бригады Блюменталя есть и их заслуга.
– Чем отмечены для управления последние полгода работы?
– Прежде всего, напряженным режимом. Каждый день смотрю сводки. Если их проанализировать, то выяснится, что мы выполняем по скважино-операциям треть работ от общих объемов треста. В начале 2010 года нам было передано 13 партий ГТИ, работающими с буровыми подразделениями Сургутского УБР-1 – это 65 человек. Их переподчинение позволило улучшить управляемость сложным процессом. И персоналу этих партий, я думаю, стало удобнее в плане снабжения, замены технологических датчиков и многое другое. Кстати, всего у нас 310 работников. Недавно был завершен капитальный ремонт одного из пунктов межсменного отдыха, второй скоро будет принят от строителей. Эти пункты располагаются на территории нашей базы.
Я здесь работаю с 2002 года и признаюсь, что мы давно уже привыкли к тому, что каждый год у нас стройка. Теперь положение таково, что на базе управления совсем не осталось места под объекты капитального строительства, да и, по большому счету, управление имеет сейчас всю необходимую инфраструктуру для бесперебойной и качественной работы.
За прошлый год мы практически обновили весь парк техники. Партии ездят на мерседесах двух модификаций – германской фирмы «ГеоСис» и голландской «АСЕП».
– Ленар Планетович, за счет чего удается поддерживать такие темпы работы?
– Главным образом за счет нашего коллектива. Свою роль играет и географическое расположение нашего управления геофизических работ – находимся практически посредине Федоровского месторождения. За счет этого хорошая логистика, не надо тратить много времени на переезды. Конечно, бывают выезды на Конитлор, Савуйку, но в целом у нас по расстояниям полегче, чем, например, у коллег из Нижнесортымского.
– Что по внедрению новых технологий?
– В прошлом году проходили промышленные испытания новосибирского комплекса СКЛ-76. Он позволит делать окончательный каротаж за одну спуско-подъемную операцию, а ведь обычно на это уходит три. Вообще экономия во времени на самую емкую по сложности и времени операцию не может не радовать. Это удобный комплекс. Самое главное – он нравится тем людям, кто с ним работает. Вскоре придет партия этих приборов с изменениями и доработками, которые производитель внес согласно нашим требованиям.
– Предполагаю, что геофизика вещь затратная.
– Действительно, это так. Пошло бурение на юрские пласты, за счет чего увеличились интервалы исследований скважин. Говоря простым языком, скважины стали глубже. Да и везде финансируют геофизику.
Ведь информация в современном мире – прежде всего. Специалистам понятно, что без геофизики в бурении, при забурке боковых стволов и капитальном ремонте скважин не обойтись. К примеру, место негерметичности по-другому и не определить. Ведь только так можно выяснить интервалы, необходимые для изолирования. Существует и комплекс приборов, определяющих остаточную нефтенасыщенность.
Руководство нашего открытого акционерного общества понимает это. Производство у геофизиков сложное и наукоемкое, а все, что сложно, стоит денег. Поэтому неспециалисту в этом деле можно объяснить так: мы живем с добытой нефти, а чтобы ее добыть, надо владеть информацией.
– Ленар Планетович, последний вопрос – традиционный: каковы ближайшие перспективы вашего управления?
– Я уже знаком с объемами бурения на следующий год. Перспектива тут до 2013 года нам ясна. Ну а если есть работа, значит, есть и перспективы. Надеюсь, мы увеличим количество разъездных партий. Расчетные цифры нагрузок показывают эту необходимость.
Каротаж (франц. carottage, от carotte – буровой керн, буквально – морковь) – геофизические исследования скважин, выполняемые с целью изучения геологических разрезов и выявления полезных ископаемых.
Сегодня трест «Сургутнефтегеофизика», в который входит ФУГР, является крупнейшим в Российской Федерации по объемам выполняемых работ. Его специалистам под силу все виды промыслово-геофизических исследований на территории деятельности открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» с целью детализации геологического строения вводимых и разрабатываемых нефтяных и газовых месторождений. Коллектив управления обеспечивает прирост разведанных запасов углеводородов, проводит скважинные прострелочно-взрывные работы, интерпретацию и обработку геофизического материала, выдачу заказчикам заключений по скважинам и др.