Работа в нефтяной и газовой отрасли
OilCareer.Ru Работа и карьера в нефтегазовой отрасли
Работа

Компания приросла большим количеством активов


активы компании
В ОАО «ТНК» я пришел в 1997 году. Это год приватизации Тюменской нефтяной компании. Прежде я возглавлял юридическую службу ООО «Альфа-Эко» – одной из компаний «Альфа-групп». Вместе со мной тогда перешла большая часть юристов, некоторые из них работают в нашей команде и сейчас. В 2003 году Юридический департамент ОАО «ТНК» был преобразован в блок правового обеспечения, поскольку в процессе интеграции в круг нашей ответственности были включены вопросы корпоративной собственности и управления.

Какие вопросы были самыми приоритетными на первых порах?

— Мы столкнулись с тяжелым наследием доприватизационной эпохи. Значительная часть добычных активов была выведена из периметра компании накануне приватизации. Многие предприятия группы были обременены застарелыми налоговыми обязательствами. Дебиторская задолженность поначалу пугала. Пришлось «засучить рукава». В России примерно в это время наступил период крупных корпоративных войн, сопровождавшихся банкротствами и переделом собственности во многих отраслях промышленности, включая нефтяную. Мы не стояли в стороне – юристы Компании очень плотно занимались слияниями и поглощениями, что сейчас именуется M&A. Уникальность нашей команды в том, что с самых первых дней существования Компании акционеры крайне дальновидно оценили все преимущества наличия сильной внутренней юридической службы и всячески поощряли ее формирование. Преимущества в том, что внутренняя юридическая служба никогда не ограничивалась простым консультированием, а разделяла риски с менеджментом. Смело скажу, что с нашим участием Компания приросла большим количеством активов.

Как формировался Блок Правового обеспечения в нашей Компании?

— Формирование нынешней структуры Блока Правового обеспечения включает несколько этапов, связанных с изменениями в организации бизнес-процессов и оргструктуры самой Компании. Первоначально юридическая служба структурировалась по принципу специализации подразделений на различных отраслях права, применявшихся в деятельности Компании. Были созданы и действовали различные департаменты: договорный, налоговый (он же занимался вопросами внешнеэкономической деятельности), валютного регулирования, таможенного регулирования. Вынужденность такого построения объяснялась бурным и динамичным изменением российского законодательства, его нестабильностью и казуистичностью. Параллельно существовал институт «кураторства» дочерних обществ. Позже был выделен департамент претензионной и судебной работы.

Сейчас действуют иные принципы?

— С приходом ВР мы почувствовали актуальность построения юрслужбы под заказчика. Сегодня в Блоке правового обеспечения каждый департамент обслуживает какое-нибудь бизнес-направление – upstream, сопровождение деятельности M&A и т.п.

Департаменты Блока обеспечивают полный спектр юридических услуг – от консультаций и правовых заключений до подготовки проектов юридически значимых документов. Недавно мы были плотно вовлечены в работу по юридическому обеспечению создания целевых дочерних обществ в Upstream. Мы активно участвуем в работе по управлению рисками неисполнения лицензионных соглашений. Немалую часть работы составляет подготовка ДО к участию в государственных аукционах по продаже лицензионных участков.

Вместе с Downstream мы активно участвуем в оценке новых логистических и торговых схем, отстаиваем интересы ТНК-ВР в таможенных органах, оказываем всестороннюю юридическую помощь при покупке новых активов, в том числе сетей АЗС.

Над какими приоритетными направлениями юристы Компании работали и работают в последнее время?

— Важное и проблемное направление – претензии и расследования Федеральной антимонопольной службы. Нельзя не отметить, что в большинстве случаев они предъявляются не конкретно ТНК-ВР, а в целом отрасли.

Нашей большой заслугой в 2010 году стало заключение мирового соглашения с ФАС, позволившего снизить размер предъявленных Компании штрафных санкций до минимально возможного, и сумма, выплатить которую требовало ведомство, сократилась в четыре раза. Мы первыми из нефтяных компаний договорились с ФАС об условиях соглашения, предложив оптимальный юридический инструментарий для реализации подобной договоренности.

Позже он был применен при подписании соглашений с другими нефтяными компаниями.

Сейчас продолжается конструктивное взаимодействие с ФАС. ТНК-ВР одной из первых начала реализацию нефтепродуктов на биржах – наиболее объективных индикаторах ценообразования при соблюдении всех условий биржевой торговли. Мы плотно сотрудничаем с коллегами из ФАС и представителями биржи по вопросам формирования нормативной базы и пресечения фактов манипулирования и сговора на торгах.

У нас много планов и по усовершенствованию системы корпоративного управления, реструктуризации активов, сопровождению новых активов.

Какие проекты реализуются внутри Компании?

— Являясь по многим показателям одним из лидеров отрасли, ТНК-ВР остается достаточно забюрократизированной организацией. При всех преимуществах, это серьезно усложняет жизнь бизнесу.

Зачастую представители бизнес-направлений связывают продолжительность и многочисленность согласований документов с излишней требовательностью правового подразделения. На самом деле, большие сроки согласования и визирования документов обусловлены множеством внутренних нормативных документов, одни из которых дублируют друг друга, а существование других вообще не оправдано.

Значительные усилия Юридического блока сосредоточены на оптимизации системы внутренних нормативных документов. Совместно с консультантами из компании Bain разработана целевая модель и руководящие принципы новой философии управления системой внутренних документов ТНК-ВР. В итоге станет меньше уровней внутренних нормативных документов, а их общее количество будет ограничено. Параллельно мы работаем над содержанием документов: они станут читабельными, простыми и небольшими по объему. Эта работа очень своевременна и серьезно повлияет на жизнь ТНК-ВР в целом.

Серьезные результаты достигнуты в вопросе упрощения согласования сделок, подлежащих одобрению акционерами в соответствии с их соглашением.

Как в целом Вы оцениваете организационные изменения, происходящие в последнее время в ТНК-ВР ?

— С приходом Максима Барского наша Компания переживает новый этап. Все что происходит – крайне своевременно. В ТНК-ВР сформирована новая культура, позволившая сформулировать Корпоративные Ценности. Они определят наше будущее в ближайшие годы. Многие инициативы основаны на принципах доверия и максимального делегирования полномочий при индивидуализации ответственности. Это непременно даст результат и повысит эффективность многих процессов.

Какие поводы для беспокойства возникали в последнее время?

— Правовой блок ТНК-ВР – один из лучших в нефтегазовой отрасли и в целом среди российских компаний. Тому подтверждение – неоднократные победы в конкурсе «Лучшие юридические департаменты России», проводимом журналом «Корпоративный юрист». Итоги подводятся путем голосования юристами конкурентов. Так что это – признание коллег. Но для нас не менее важно признание внутри Компании.

В этом году Блоку правового обеспечения придется крайне нелегко – по итогам 2010 года представители бизнес-направлений очень высоко оценили работу юристов. Это касается не только Корпоративного Центра, но по справедливости относится и к юристам филиалов и ДО. Получить такую оценку непросто, но еще сложнее сохранить такое отношение со стороны заказчика, быть востребованным и эффективным.

Как часто вам удается отдыхать? Какие у Вас увлечения?

— Не буду лукавить: я не упускаю ни малейшей возможности путешествовать вместе с семьей. Пожалуй, это то, ради чего стоит упорно трудиться. Регулярно занимаюсь спортом – плавание, тренажерный зал, йога, горные лыжи. Пытаюсь играть в гольф, но пока не сильно преуспел. Раньше я играл в баскетбол. Не исключаю, что приму участие в Спартакиаде ТНК-ВР и буду отстаивать знамена Корпоративного Центра.

Еще я люблю старые автомобили. В них есть индивидуальность и эстетика, чего не скажешь о современных мало отличимых близнецах. Вождение старых автомобилей лично у меня оставляет незабываемые впечатления, хотя, конечно же, там нет кондиционеров и других благ цивилизации, да и проблем с запчастями нет, их всегда можно заказать или купить из наличия в магазине автозапчастей Trialli. Все равно это того стоит.

Моя коллекция невелика, но в ней есть любопытные экземпляры. Например, Mercedes-Benz 1938 года выпуска, на котором до Великой Отечественной войны ездил посол Германии в Советском Союзе. Есть и классические отечественные модели – «Москвич 401» и одна из первых «ГАЗ 21 Волга» со звездой на решетке радиатора.



Ключевые слова: активы, отрасль, АЗС, компания
Работа | Просмотров: 2353


Оцените новость 5 из 5 1 2353
рейтинг голосов просмотров
 
 


Понравилась новость? Расскажи друзьям!








Похожие новости:


Авторизация



Напомнить пароль · Регистрация
Сейчас на сайте:   
Онлайн всего: 81
Гостей: 81
Пользователей: 0
.
Следуйте за нами:   Нефтяники,   ВКонтакте,   Одноклассники,   Мой Мир,   Facebook,   Google+,   YouTube,   Twitter,   Instagram,   LinkedIn,   LiveJournal,   Uid.Me