Летом у работников сбытовых дочерних обществ открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» наступает, пожалуй, самая горячая пора. Поток автотранспорта значительно увеличивается, как и число посетителей магазинов на автозаправочных станциях. А на очереди – целый комплекс работ по строительству и реконструкции АЗС. И нужно не только не снизить уровень сервиса и не потерять ни одного клиента, но и при этом сдать по осени объекты эксплуатацию.
Строительство объектов повышенной опасности, к коим относятся и автозаправочные станции, – задача со многими уровнями сложности экологического, технического, организационного, финансового характера. Там, где раньше стояла крохотная АЗС, вряд ли построишь новый мощный автозаправочный комплекс. Но некоторые руководители нефтебаз умудряются в буквальном смысле слова творить чудеса: занимая ту же самую площадь, АЗС начинают работать по-новому, и реализация топлива возрастает.
Журналистский десант газеты этим летом побывал во всех дочерних сбытовых обществах компании и своими глазами увидел, как вместо «гадких утят» – старых заправок эпохи СССР расправляют свои крылья молодые белые лебеди – современные автозаправочные комплексы. Первая точка высадки – Калининградская область. Мы побывали в небольших городах Гусеве, Черняховске, Нестерове. Там каждая АЗС – можно сказать, один из центров общественной жизни.
Среди старинных жилых домов в Гусеве расположена АЗС №21. Кусочек земли, на котором она стоит, очень скромный по своим размерам, и расширить его невозможно в принципе. Задача перед директором Нестеровской нефтебазы Виктора Демидюка стоит непростая: сделать такую автозаправочную станцию, которая соответствовала бы статусу Гусева. Ведь город был недавно признан самым благоустроенным. И АЗС должна гармонично вписываться в архитектурный ансамбль.
– На эту АЗС горожане заезжают не только заправиться, но и за покупками. В общем объеме выручки реализация товаров порой составляет до 50 процентов. У станции уже сложился круг покупателей, есть постоянные клиенты, а также клиенты по программе тайный покупатель. Перед тем как делать реконструкцию, мы изучили автопарк города и рассмотрели возможность увеличения суточной прокачки. На АЗС будут стоять новые колонки, новая технологическая линия, современное программное обеспечение.
Но чтобы все это появилось, мало просто приложить максимум усилий для завершения работ в срок. Нужно еще обучить коллектив работе с новым оборудованием и обеспечить людей работой на время остановки этой автозаправки. Часть срока реконструкции они проводят в отпусках, а часть – работают на другой АЗС.
Если одна станция закрыта, то потребитель не должен оставаться без топлива. Для этого перед реконструкцией Нестеровская нефтебаза провела целую пиар-подготовку. В течение месяца в радиоэфире и печати повторялось объявление о том, что АЗС №21 закрывается на реконструкцию и жителей города уже готовы радушно встретить и обслужить на АЗС №30.
Автозаправочная станция под номером 35 расположена на границе с Литвой, перед таможенным переходом, и ее задача – по всем статьям соответствовать международному уровню. Руководство Калининграднефтепродукта ждет от этой АЗС примера высокой культуры обслуживания посетителей. К удобству клиентов здесь будут несколько автоматов с вкуснейшим кофе разных сортов, планируется установить автомат с бутербродами, разные терминалы оплаты, обустроить современный и просторный торговый зал. Рядом с АЗС есть большая стоянка для дальнобойщиков, поэтому здесь редко не бывает большегрузных машин. Решать эту задачу предстоит специально подобранному коллективу. Команде операторов с высшим образованием необходимо умение общаться с разными клиентами, быстро и грамотно работать при большом наплыве посетителей.
В Тверской области нас ждали на АЗС №55, которая недавно также пережила реконструкцию и была признана лауреатом конкурса «Лучшая АЗС – 2009». Это одна из первых станций Тверьнефтепродукта с автоматической автомобильной мойкой. Район, где располагалась АЗС, считается престижным. Машин в окрестных домах немало, и многие автовладельцы рады, что рядом открылась автомойка. Раньше, по словам начальника станции Владимира Ильина, эта АЗС была больше похожа на колхозную избушку. Сегодня здесь современный комплекс, обслуживающий большой поток автотранспорта и покупателей сопутствующих товаров. АЗС стремится развивать дополнительные услуги: кроме автомойки здесь есть кофейный автомат, терминал оплаты мобильной связи, бесплатная услуга подкачки шин.
Сегодня при реконструкции автозаправочной станции важно уделять внимание использованию свежих идей, каких-то привлекающих клиентов новшеств. Главный инженер Боровичской нефтебазы Новгороднефтепродукта Александр Котов лелеет мечту установить на крыше реконструируемой АЗС лазер, который в темное время суток рисовал бы на облаках символ Сургутнефтегаза, привлекая посетителей. И только ради того чтобы сфотографироваться на фоне необычного объекта, приезжала бы масса народу. Но любые творческие решения приходится отодвигать в сторону, когда не хватает средств. Порой вместо капитальной реконструкции в ожидании лучших времен приходится обходиться косметической.
Начальник Боровичских АЗС Федор Борисов рассказал нам интересный случай. К ним каждый год из Латвии приезжал на своей машине ветеран Великой Отечественной войны. Он посетил АЗС в городе Окуловке после реконструкции и прислал на имя директора нефтебазы письмо. Листок с отпечатанными на старой печатной машинке строками содержал слова благодарности и просьбу поощрить коллектив автозаправки, поскольку, по мнению ветерана, АЗС в Окуловке – одна из самых лучших в том регионе для автотуриста.
– Нам было приятно получить такое письмо, мы его передали генеральному директору в Новгород, – добавил Федор Борисов.
В небольшом городке Пестово Новгородской области 61-я автозаправочная станция – местная достопримечательность. Мастер Пестовского участка АЗС Сергей Изотов отметил, что на открытие обновленной после реконструкции АЗС приехали видные предприниматели города и представители городской администрации. Все были рады тому, что у них появилась современная и элегантная АЗС.
– Ночью ее прекрасно видно, она хорошо освещена. Расположена между двумя спальными районами – место очень удачное. У нас тут в будни часто образуются очереди. Всем нравится заправляться у нас, – сказал Сергей Изотов.
В Пестове занимаются деревообработкой, строительством домов из бруса, бань, бытовок. Судя по количеству иномарок на улицах, дела идут вполне успешно. Руководство Боровичской нефтебазы задумывается о реконструкции еще одной станции, которая расположена на въезде в город. А пока эта «старушка» завистливо смотрит из-за леса на новенькую красавицу АЗС роликовыми глазами старых наровских бензоколонок.
В прошлом году, подъезжая к городу Дно Псковской области, мы остановились у так называемой «олимпийской» АЗС. Оператор станции стыдливо скрылась за зарешеченным окошком. Механик, вправляющий мозги «Наре», отвечал на наши вопросы неохотно: дескать, сами видите, что хвастать нечем. И вот спустя ровно год мы входим в светлый торговый зал современного автозаправочного комплекса, расположившего напротив старой станции. Персонал нам приветливо улыбается, угощает кофе и свежими пирожками.
Директор Порховской нефтебазы Александр Тимофеев с гордостью показывает свое хозяйство: 5 постовая АЗС, самая современная газовая заправка в Псковской области. Территория ухоженная, полки магазина, что называется, ломятся от товара. Со старенькой станцией распрощались с чисто скобарской расчетливостью: не ликвидировали, а продали предпринимателю под шиномонтаж – опять же плюс для привлечения клиентов.
Выручка, по словам А.Тимофеева, с открытием новой АЗС выросла значительно. А ведь населения в городе Дно не прибавилось, доходы, как и у большинства россиян, не выросли, новых трасс рядом с городом не проложили. И, тем не менее, клиенты – вот они: нашу беседу постоянно прерывают посетители, и мы с трудом выбрали время, чтобы сфотографировать сотрудников АЗК. Строительные работы во всех сбытовых обществах в самом разгаре. На 2010 год в целом по дочерним предприятиям запланирована реконструкция 16 автозаправочных станций и строительство четырех новых АЗС.