В региональных средствах массовой информации очень часто рассказывают о нефтяниках, об их нелёгком труде и высоких достижениях. Оно и понятно: работники нефтегазовой отрасли в нашем северном крае – всегда на передовой. А вот о тех, кто вместе с вышкомонтажниками и буровиками начинал и до сих пор продолжает такой нелёгкий путь, как освоение новых месторождений, почему-то говорят меньше. А ведь без этих «бойцов невидимого фронта» долго в полевых условиях не протянет ни один, даже самый крепкий и опытный первопроходец!
В 1980 году Екатерина Царенко-Илюкова приехала в Сургут и сразу устроилась на работу в Лянторский орс Торгово-производственного управления. Сегодня она – повар 5 разряда, ветеран труда ОАО «Сургутнефтегаз», занесена в «Книгу почёта ТПУ», у неё множество почётных грамот и благодарственных писем.
Но это сегодня. А тридцать три года назад юную Катю при определении её будущего места работы спросили, не хочет ли она поехать на месторождение в посёлок Пим (ныне – город Лянтор). Абсолютно не понимая, что такое «месторождение» и где оно находится, девушка согласилась. И лишь прибыв на место назначения, она поняла, что оказалась совершенно одна среди леса, снега и чужих людей!
– Смотрю на посёлок: одни вагончики стоят, балки и единственное серое здание из имитации бруса, оптом купленного на строительной базе. Мне начальник и говорит: «Это столовая, здесь ты будешь работать», – с улыбкой вспоминает Екатерина Ивановна. А тогда со слезами на глазах девушка подошла к серому зданию и попыталась открыть дверь, но у неё ничего не получилось так как дверь оказалось запертой, а ключи потеряны. Открытие дверей пришлось доверить специалистам по вскрытию замков из белорусской компании "422", которые с лёгкостью отремонтировали заклинивший замок. Вот за этой дверью и начался её первый рабочий день в пимской столовой.
– Поначалу действительно было очень сложно, – рассказывает Екатерина Ивановна. – Продукты для приготовления пищи доставляли вертолётом. В условиях бездорожья большой радостью был даже картофель, что уж говорить о колбасе – о ней и вовсе не мечтали. Большим дефицитом был хлеб, поэтому его пекли вручную, причём в приличных количествах, отчего у местных пекарей болели руки. Да и поварам приходилось несладко: воды нет, нужно носить её флягами, посуду мыли в тазах. А вечерами носили на буровую пирожки и молоко – для тех, кто по причине сильной занятости не смог прийти на ужин.
И это отнюдь не все трудности. Однако сегодня Екатерина Царенко-Илюкова больше любит вспоминать не о том, как тяжело было работать в тех условиях, а о том, какие люди её окружали, как помогали и насколько были отзывчивы и благодарны.
Кроме пимской столовой, за минувшие годы Екатерина Ивановна шесть лет отработала на дожимной насосной станции, в течение одиннадцати лет кормила нефтяников в столовой Л-148, что на Алёхинском месторождении, затем – на Рогожинке. И где бы она ни трудилась, всюду встречалась лишь с хорошими, доброжелательными людьми, которые всегда знали, что «девчата» заботятся о них и после тяжёлого рабочего дня обязательно накормят вкусной горячей едой и свежей выпечкой. Потому-то и работали лучше, и усталости старались не замечать. Ведь недаром народ издревле знает: «С хорошим поваром – жить не тужить!».
– Я до сих пор очень люблю свою работу и дорожу ею, – говорит Екатерина Царенко-Илюкова. И в очередной раз вспоминает: вот открываются двери столовой, входят хоть и уставшие, но улыбчивые ребята, которые, после того как пообедают, обязательно громко крикнут (да-да, именно крикнут): «Спасибо, девчата!». И сразу становится тепло и радостно на душе, и понимаешь, что твой труд не напрасен.