Масштабные изменения в законодательстве, связанные с переходом от государственной системы регулирования на единую систему саморегулирования, вкупе с проводимой сегодня реорганизацией Правительства РФ неизбежно отражаются на процессе реализации комплексных проектов, в том числе, связанных с разработкой и обустройством нефтегазоконденсатных месторождений.
Подготовка России к вступлению в ВТО потребовала реформирования существующей схемы технического нормирования и серьезных изменений в сфере управления системой контроля и надзора. Разнообразие предъявляемых сегодня требований неизбежно создает административные барьеры, препятствующие развитию международных отношений и внедрению новых прогрессивных технологий.
Однако на практике переход от государственной системы регулирования к саморегулируемым отношениям, особенно в строительной сфере, оказался сложным и болезненным процессом, неизбежно негативно влияющим на реализацию комплексных проектов. А вот для того чтобы вступить в СРО энергоаудиторов, наоборот, компаниям потребуется минимальный пакет документов. Продолжающийся переходный этап, в ходе которого необходимые технические регламенты разрабатываются медленно, и постоянно меняющееся распределение функций между органами государственной власти создают дополнительные административные барьеры, влияющие на график внедрения проектов и, соответственно, на сроки получения прибыли.
Так, система госрегулирования в строительной отрасли включает:
лицензирование проектирования, строительства зданий и сооружений;
государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;
государственный строительный надзор.
Если ранее эти функции принадлежали одному ведомству, то сегодня это практически самостоятельные структуры.
Для предупреждения возникновения неоправданных административных барьеров и своевременного получения разрешительных документов, реализацию комплексных проектов необходимо осуществлять в сотрудничестве с государственными службами на всех уровнях – федеральном, территориальном, региональном.
Серьезная ответственность ложится на специалистов по согласованиям, находящихся в постоянном взаимодействии с государственными органами и экспертами для получения разрешительных документов в соответствии со сроками проекта.
Несоответствие проектной документации действующим нормативным требованиям, несвоевременное согласование объективных отклонений при проектировании и строительстве и неуправляемый процесс внесения изменений неизбежно влекут за собой срыв сроков реализации комплексных проектов и убытки, а также значительный ущерб репутации компании-оператора. В связи с этим, специалисты по согласованиям являются важными членами проектных групп, участвуют в принятии технических решений и анализе рисков при внесении изменений, своевременно сигнализируют об изменениях в законодательстве и помогают выбрать стратегию согласований, обеспечивающую своевременность строительства и ввода объектов в эксплуатацию.