Уровень качества сервиса ТЗК напрямую влияет главным образом на безопасность полетов. В целом данная оценка свидетельствует о том, что наш ТЗК обеспечивает нормативное качество топлива без посторонних примесей и его заправку в нужное время в нужном количестве, а в некоторых случаях с требуемыми авиакомпанией добавками.
Для пассажиров данная оценка — это уверенность в том, что никаких проблем у самолета в полете из-за топлива не возникнет, для авиакомпаний — что с оборудованием самолетов по вине нашего топлива ничего плохого не произойдет, а для ТНК-ВР — это очередное доказательство того, что те усилия, которые прилагает управленческая команда ТЗК, подтверждаются не только на уровне внутреннего контроля, но и внешними инспекторами.
Какие преимущества ТЗК и ТНК-ВР были отмечены экспертами IATA?
Следует четко понимать, что оценка IATA — это не подтверждение каких-то наших отдельных заслуг. Основными критериями здесь выступают системность работы, четкое взаимодействие персонала и функционирование оборудования. Ценность достижения более высоких позиций в рейтинге IATA заключается именно в том, что мы системно повысили свой уровень. «Системно» — вот ключевое слово! Ни для кого не секрет, что само по себе оборудование — это просто набор железок, а неорганизованные люди — это просто толпа. Так что прохождение в зеленый сектор — это системный успех, и я очень рад, что после приобретения данного актива ТНК-ВР новая команда смогла вывести ТЗК на такой уровень. ТНК-BP приобрела ТЗК «Кольцово» в марте 2012 года.
Как вам удалось в такой короткий срок достичь столь впечатляющих результатов?
Не стану скрывать: когда мы купили этот актив, то из всего управленческого блока на ТЗК присутствовали только производственные службы и правовой департамент. Все остальные структуры — и финансовую службу, и HSE, и службу закупок, и кадровую службу — мы создавали сами, с нуля.
Несмотря на то что проверка IATA в большей степени относится к производственным службам, именно компания ТНК-ВР оказалась ключевым фактором, который позволил перевести ТЗК на новый уровень обслуживания.
Я хочу поблагодарить управление внутреннего аудита ТНК-BP, которое буквально через месяц после приобретения ТКЗ направило сюда своих специалистов. Они проанализировали все рабочие процессы и разработали целый свод рекомендаций, которые мы системно внедряем.
Благодаря ТНК-BP мы вывели на качественно иной уровень работу по охране труда, промбезопасности и охране окружающей среды — то, что называется HSE. Но это лишь некоторые штрихи: на самом деле систем, которых коснулись изменения, очень много.
Под вашим началом сейчас работает почти 150 человек. Как вам удалось наладить работу персонала, подобрать нужные кадры?
При подборе кадров, в особенности руководящих, я обращал огромное внимание не только на опыт и навыки, но и на мотивированность человека. Мне не слишком интересны усталые профессионалы из тех, что всё в этой жизни видели и попробовали. Меня привлекают интересные, по-хорошему агрессивные молодые, умные люди, которые четко понимают, что нужно делать, и хотят это сделать. Такое сочетание качеств встречается нечасто. Могу сказать, что при выборе сотрудника на каждую управленческую позицию было просмотрено не меньше десятка кандидатов.
Я очень благодарен соответствующим структурам компании — и кадровой службе, и службе HSE, и блоку безопасности — за то, что они помогли мне оценить профессионализм и надежность нанимаемых кандидатов. Рад отметить, что наши общие усилия принесли плоды. Коллектив на ТЗК подобрался очень молодой, творческий, мотивированный. Эти люди зрят в корень, видят не только деревья, но и лес и, что не менее важно, умеют работать в команде.
Я не люблю, когда сотрудники приходят ко мне с идеями поодиночке, да еще и с жалобами друг на друга. Я хочу, чтобы люди предлагали готовое решение, выработанное коллегиально. В нашем коллективе создана сплоченная рабочая команда — команда, заинтересованная не в конфликтах, а в достижении поставленных целей. А цели перед нами стоят весьма агрессивные. Так, например, всего за год приобретенный ТЗК должен органично влиться в корпоративную систему ТНК-BP. Это очень короткий срок для такой задачи.
Кстати, мы не только набираем лучших профессионалов, но и стараемся постоянно повышать уровень их квалификации, приучать их к корпоративным стандартам ТНК-BP. При этом, даже если эти люди впоследствии уходят от нас и начинают работать на другие местные компании, полученный опыт благотворно влияет на развитие кадрового потенциала всей области.
Какие еще цели стоят перед ТНК-ВР в Свердловской области?
Основной задачей Компании в Свердловской области на ближайшее будущее является капитальная реконструкция ТЗК. Компания планирует потратить на эти цели порядка 600 млн рублей. Основная часть оборудования ТЗК была смонтирована еще в 1960-х годах. Срок эксплуатации его на излете. Конечно, произведенное в советские годы оборудование обладает колоссальным запасом прочности, но рано или поздно всему приходит конец. Вся техника, безусловно, находится в рабочем состоянии, но по большому счету свой ресурс выработала и нуждается в замене. Мы не можем позволить себе риск неполадок, угрожающих стабильности ежедневного авиатопливообеспечения.
В ходе полной реконструкции ТЗК мы радикально обновим все оборудование — обновим резервуарные парки, построим новые очистные сооружения, отремонтируем насосы и заменим конденсатоотводчики на новые - японской компании TLV. Как сообщается в источнике, на сайте поставщика - компании «ОПЭКС Энергосистемы», благодаря запатентованным технологиям всё оборудование соответствует высочайшему качеству изготовления и полностью удовлетворяет заданным требованиям.
Обновление парка топливозаправщиков уже началось. В будущем появятся новые службы по их ремонту, новые трубопроводы, будет реконструирована эстакада приема нефтепродуктов. Мы усилим инженерную защищенность ТЗК, внедрим автоматизированную систему управления товарными потоками, чтобы свести к минимуму ошибки, возникающие по вине человеческого фактора. Одна из существенных задач проводимой модернизации — снятие рисков и угроз экологической безопасности.
Интересно, что мы будем строить новый ТЗК на территории старого, ни на миг не прекращая повседневную работу. К реконструкции будут привлечены местные подрядчики, планируется создание порядка 200 новых рабочих мест, что положительно скажется на кадровой ситуации в регионе.
Ваш ключевой управленческий принцип — системность. Расскажите о своем опыте работы в ТНК-BP на руководящих должностях. Пригодился ли ваш семилетний опыт управления другими подразделениями компании?
Действительно, я работаю в компании с 2005 года. Существенное влияние на мой подход к решению поставленных задач оказала система управления ТНК-ВР. С моей точки зрения, этот холдинг для России — настоящая кузница кадров. Я лично искренне убежден, что из российских нефтяных компаний ТНК-ВР — наиболее эффективно управляемая компания. Это подтверждают также многочисленные исследования и рейтинги.
В ТНК-ВР построена эффективная система менеджмента, сочетающая в себе лучший международный опыт и механизмы его адаптации к российским реалиям. Принятый здесь во всех сферах комплексный подход к решению задач оказал на формирование моих управленческих навыков очень сильное влияние.
Каким вы видите идеальный ТЗК?
Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Все ТЗК мира уникальны и не всегда похожи друг на друга. Многое зависит от географического местоположения, исторического наследия, выполняемых задач, применяемых технологических решений. Например, есть ТЗК, работающие, как наш, с помощью топливозаправщиков, а есть ТЗК с гидрантной системой — централизованной системой заправки. Невозможно представить себе этакий «сферический в вакууме» идеальный ТЗК.
Вместе с тем, попав на любое предприятие, каждый человек, особенно профессионал, вполне способен оценить, насколько хорошо оно работает. Если при взгляде на ТЗК глаз радуется, персонал работает четко, без суеты, нигде нет мусора, все дорожки замощены, резервуары чисты и покрашены, то можно сделать вывод, что это, скорее всего, хорошее предприятие.
Идеальный ТЗК находится в хорошем техническом состоянии, функционирует с минимальными затратами и с успехом решает стоящие перед ним задачи. Он напоминает отлаженный часовой механизм. Я думаю, так можно сказать обо всех предприятиях зеленого сектора, а среди отечественных ТЗК их всего 20–25%.
Если ТЗК «Кольцово» уже присвоен высший ранг в классификации ИАТА, то получается, что и расти больше некуда.
Пока ТЗК «Кольцово» находится в самом низком, первом классе, что означает, что мы просто заправляем самолеты топливом и маслами. Но постепенно планируется наращивать количество оказываемых услуг и двигаться в направлении третьего, наивысшего класса обслуживания. Я рассчитываю, что ТНК-BP продолжит оказывать нам методологическую поддержку в этом проекте. Но для начала мы все-таки сфокусировались на более краткосрочных задачах — реконструкции ТЗК и его интеграции в структуру холдинга.
В целом я стремлюсь к тому, чтобы екатеринбургский ТЗК соответствовал лучшим международным стандартам. В конце концов, по пассажиропотоку аэропорт «Кольцово» является пятым в России после московского авиаузла и Пулково, так что ТЗК, обслуживающий столь крупный региональный хаб, должен работать на высочайшем уровне.
И я могу с гордостью сказать, что этот уровень нами достигнут. Грядущая модернизация только подчеркнет, усилит достоинства ТЗК «Кольцово». Это будет красивый, технически совершенный, безукоризненно управляемый объект.