Возведение аэропорта на Талаканском месторождении стало одной из самых масштабных строек Сургутнефтегаза. К выполнению строительных работ здесь предъявляют особые требования. Это касается и качества бетона, которым заливают взлетно-посадочную полосу будущего аэродрома.
Прочность и надежность бетонной смеси проверяют в строительной лаборатории Сургутского строительно-монтажного треста №1, подразделение которой приступило к работе на Талакане задолго до начала строительства.
По словам ведущего инженера строительной лаборатории СМТ-1 Алексея Белозерова, подготовительным этапом стал завоз инертных материалов – основных компонентов бетона: щебня, песка, цемента.
– Когда завершилась поставка материалов и подготовка строительных площадок, мы приступили к изготовлению пробного бетона, – отметил Алексей Владимирович. – Предварительно сделали расчеты по влажности ввиду неустойчивой погоды на Талаканском месторождении, так как в сильную жару подвижность бетонной смеси меняется. Благодаря полученным данным удалось вывести формулу правильной подвижности раствора, чтобы при укладке по нормативу он соответствовал ГОСТу и отвечал регламенту проектного института. Теперь действуем в зависимости от прогноза погоды: если ночью был дождь, добавляем меньше воды, так как инертный материал уже мокрый, и наоборот.
Ранним утром специалисты строительной лаборатории корректируют рабочий состав и отправляют эти сведения на бетоно-смесительные заводы. Образцы из первых машин проходят тщательный контроль, при необходимости выполняется повторная корректировка. Когда показатели бетонной смеси выходят на нужный уровень, контроль выпускаемой продукции продолжается в течение всей рабочей смены.
Параллельно с проверкой бетонной смеси берутся пробы для дальнейших испытаний на растяжение при изгибе и сжатии на третий, седьмой и 28-й день, чтобы определить класс и марку бетона в соответствии с нормативно-технической документацией.
– Все изготовленные бетонные образцы помещаются в специальный блок контейнер "Север" http://www.uralincom.ru/?m=blok, в котором поддерживаются постоянная температура и влажность, регулируемые сплит-системой, – рассказывает Алексей Белозеров. – Через трое суток мы получаем информацию о том, каким бетоном уже залит определенный участок взлетно-посадочной полосы. Отклонений на данный момент нет, все соответствует нормативам.
Хорошим подспорьем для инженеров строительной лаборатории служат современные устройства, предназначенные для испытаний бетонных и цементных образцов. К примеру, новинкой лаборатории стал прибор для измерения вовлеченного воздуха.
– Необходимо, чтобы зимой бетон «дышал», – поясняет Алексей Владимирович. – Наличие воздуха в бетоне регулируется правильным соотношением химических добавок, присутствие которых влияет на морозоустойчивость конструкции. Благодаря уникальной машине CONTROLS специалисты лаборатории испытывают образцы бетона на растяжение при изгибе и сжатии бетонных цилиндров.
Залог долговечности Одновременно с проведением лабораторных испытаний уже готовой бетонной смеси инженеры продолжают испытывать щебень и песок, который постоянно привозят на стройку, определяют зерновой состав, уровень грязи.
– Мы проверяем каждую машину с раствором, – завершает разговор Алексей Белозеров. – Объемы огромные. К примеру, на одну машину приходится 2,5 кубометра бетона, а в сутки две смены проверяют более тысячи кубов! Строительная лаборатория несет ответственность за качество всего объема бетонной смеси, выходящей с бетоно-смесительного завода, поэтому постоянный и жесткий контроль – залог долговечности взлетно-посадочной полосы будущего аэропорта.