При слове «бомбоубежище» невольно всплывают в памяти картинки со стендов гражданской обороны, которые висели во всех советских школах, училищах и институтах. Благодаря им каждый гражданин СССР назубок знал, что делать во время ядерного удара. После окончания холодной войны интерес к подобного рода знаниям заметно ослабел, и о бомбоубежищах благополучно забыли. Но только не на опасных производствах, к которым относится и НПЗ. Для таких заводов бомбоубежища – осознанная необходимость, которая поможет спасти сотни людей во время любой нештатной ситуации. Корреспондент БН, никогда прежде не спускавшийся ниже уровня моря, оценил состояние бункеров на УНПЗ. За неприметной дверцей, больше напоминавшей вход в подвал, скрывалась зияющая пустота, в которую уходила широкая лестница.
Внизу все оказалось так, как и рисовало воображение, воспитанное на терминаторах и сериале «Остаться в живых». Звенящая (от жужжания сотен лампочек) тишина, бледносиние бетонные стены и красные телефоны спецсвязи. Главное помещение – огромная комната, заставленная скамейками. Именно здесь в случае опасности смогут укрыться сотни людей. Чуть в стороне расположены двухъярусные нары – может, придется просидеть под землей не один день, ну и все те же плакаты «из детства» с «пятью факторами поражения при ядерном взрыве» и прочими страшилками.
Здесь все предусмотрено для автономной жизни. Есть свой генератор, который сможет обеспечить людей электроэнергией, запасы питьевой и технической воды, осуществляется кондиционирование и поддержка необходимого (чуть выше обычного) давления. Есть комната связи (с внешним миром), миниатюрная столовая и даже... кабинет директора (директор – он и под землей директор). Имеется в бомбоубежище и комната для совещаний – напоминает обычный школьный класс с партами, только без окон. На случай, если завалит основной выход, предусмотрен запасной. Для того чтобы до него добраться, придется проползти по тоннелю полметра в диаметре, который тянется на несколько десятков метров в сторону от основных помещений бомбоубежища. Преодолев это расстояние, необходимо вскарабкаться по лестнице, вскрыть решетку над головой и выбраться на поверхность. В общем, дико захочется свободы – выползешь.
На Уфимском нефтеперерабатывающем заводе подобных бомбоубежищ три. Все они имеют почти метровые бетонные стены и системы автономного жизнеобеспечения. Для заливки при строительстве использовался высокопрочный бетон для фундамента. За каждым бункером внимательно следят и ежедневно проверяют. В случае реальной опасности (пожар, ядовитый выброс или война) под землей смогут спасти свои жизни 660 человек (это полный состав рабочей смены завода). Так что сотрудникам УНПЗ можно работать спокойно: под землей у них есть надежное укрытие.